Сколько бы километров ни исколесил за свою жизнь каждый человек, всё равно нет роднее и ближе уголка, в котором родился и вырос. И поэтому при первой возможности люди стремятся посетить те места, которые не могут быть забыты никогда.
Домик у дороги, стану у порога,
Где же твой хозяин, Бог твой и судья?
Домик у дороги, сяду на пороге,
Постучусь: не здесь ли ты, судьба моя?
Эту песню в своё время исполнял заслуженный артист России Михаил Евдокимов. За это произведение зрители ему аплодировали стоя. Значит оно проникнуто чувством сожаления о том далёком прошлом, которое невозможно вернуть.
Неоднократно каждый из нас, проезжая по дорогам малой родины, обращал внимание на заброшенные и утопающие в кустарниках домики. Стоят они с потемневшими крышами и перекошенными дымоходами. А ведь их когда-то строили наши предки, в них жили большие семьи. Некоторые из них предпочитали размещаться на хуторах, ближе к лесу. Видимо, любовь к природе, свежий сосновый воздух, уединение приносили людям успокоение и благодать.
Многие дома на протяжении долгих лет стоят незапертыми. Всё когда-то нажитое добро осталось нетронутым. Однако, по рассказам земляков, всё чаще появляются любители найти для себя что-нибудь ценное, нарушая святость места, взламывают, совершают поджог и остаются безнаказанными.
Проезжая по центральной улице многих деревень, невольно замечаешь, как много здесь пустующих домов, окна которых, как человеческие глаза, с грустью смотрят на прохожих. По народным поверьям, один раз в год их посещают души хозяев, которые давно покоятся на погосте.
Из года в год каждой весной под этими окнами расцветат сирень, по-прежнему плодоносят старые яблони и вишни, прилетают, как к себе домой, голуби, украшают двор жёлтые одуванчики и синие незабудки. Казалось бы, живёт деревенька, как и раньше.
Каждый человек, достигший определённого возраста, постоянно задаёт себе вопрос: “Какова судьба наших родных деревень? Что будет с ними, когда в них со временем не останется никого?”
В деревне Большая Воля Дятловского района не осталось ни одного коренного жителя, за исключением дачников, которые в летнее время приезжают отдохнуть на берегу Щары. А в деревне Черлёнка проживает 5 семей, и все из них одинокие люди. И винить в этом некого.
Всё, чем живёт малая родина, и то, что нам было когда-то завещано, свято и бережно будет каждый хранить.
Когда мы приедем в родную деревню,
Окна старых домов (в них огни не горят)
Сквозь ветви цветущей высокой сирени
Тоскливо с надеждой в глаза нам глядят.
Может, мимо пройти, не оглянуться,
Или просто, как раньше, в чей-то двор забежать,
И хотя б на мгновенье в детство вернуться,
Чтобы чаще хотелось сюда приезжать.
Ну а если случайно друзей повстречаем,
Впечатлений и ярких эмоций не счесть,
А когда расстаёмся, с болью в сердце скучаем,
Видно, что-то святое у каждого есть.
Уезжая домой, может быть, не заплачу,
Но себя обманув, я смахнула слезу,
Чтобы память осталась, а как же иначе,
Букет белой сирени я в дом привезу.
Пусть долго ещё он не увядает,
А его аромат светлый сон бережёт,
И с любовью на радость мне напоминает,
Что где-то моя деревенька живёт.
Ну а домики те, что стоят одиноко,
Согревают друг друга холодной зимой
И, не глядя на то, что так время жестоко,
Как и прежде к себе приглашают домой.
Анна КОЗЕЛ,
г.п. Кореличи