«Волновалась так, что после каждого урока ела все, что видела». Как минчанка открыла свою школу астрономии. 21.by

«Волновалась так, что после каждого урока ела все, что видела». Как минчанка открыла свою школу астрономии

04.10.2019 09:30 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

— Часто слышу: «Купили телескоп. Что с ним делать дальше?». Это как с тренажером. Приобрели, чтобы заниматься спортом, а в итоге на нем висит одежда — удобно! Нет одного идеального телескопа. Они все для разных целей. Стоит просто определиться, чего вы хотите. А чтобы это понять, нужно знать хотя бы минимум о том, что есть на небе, — убеждена астроном Галина Секацкая.

Галине — 26 лет, у девушки модельное прошлое. Но год назад она открыла школу по астрономии для детей и взрослых «Млечный путь». О том, зачем астрономия нам, обычным людям, — в этом материале.


«Математика, физика — науки понятные. Но астрономия?!»

— Ко мне приходят учиться дети 6−7 лет и просят рассказать про черные дыры: «Читал, но не совсем понял», — рассказывает Галина. — Я в этом возрасте абсолютно ничего не знала о космосе. Все началось в 10 классе, когда начала посещать факультатив по астрономии. Можно сказать, что я пришла не на сам предмет, а к учителю — настолько вдохновила его манера преподавания, — вспоминает свой путь к звездам Галина. — Это был достаточно опасный момент, так как год перед поступлением все выпускники отдают на усиленную подготовку к ЦТ. Я же сделала ставку на другое. Знала, что диплом на республиканской олимпиаде по астрономии дает право поступления без тестирования в вузы на специальности физического, математического, технического, IT-профиля, а диплом 1 степени на городской — 100 баллов на ЦТ по физике.


В моем окружении далеко не все одобрили такой выбор: «Математика, физика — науки понятные. Но астрономия?!».

Однако победителей не судят: через год я привезла серебряную медаль с международной олимпиады по астрономии и астрофизике. Была возможность уехать изучать астрономию за границей, но не воспользовалась ею: на тот момент были другие планы и приоритеты. Пошла учиться на инженера-энергетика в БНТУ.

— Как-то однокурсник попросил помочь что-то разобрать по математике. Я подумала: «Если могу объяснять высшую математику, то почему не попробовать это же с астрономией?». Так я начала работать учителем астрономии в школе. В первый год преподавания у моих подопечных было три диплома на районном и один на городском этапе, а сейчас среди моих подопечных уже есть победители республиканских и международных олимпиад, — гордится девушка. — Регулярно различные учебные заведения приглашают меня для подготовки их учеников к соревнованиям. Сейчас параллельно работаю в нескольких школах.


А еще несколько лет я вела лекции и кружок по астрономии в Минском планетарии. Благо график позволял. Мое основное место работы — Минскметропроект. Спустилась с небес под землю! — смеется Галина.

«Люди путают астрономию с астрологией. Ассоциируют точную науку с гороскопами»

Сейчас Галина в декретном отпуске — своя школа астрономии появилась как раз после рождения сына.

— Как говорит муж, хочешь сделать хорошо — сделай сам. Сделала! — улыбается астроном. —  Создала сайт астрошколы, завела YouTube-канал.


Первые мои ученики — русскоязычная семья из Канады. Месяц-два онлайн-занятия были для меня стрессом из-за непривычного формата. Волновалась страшно! После каждого урока шла на кухню и ела все, что видела.

Сейчас онлайн-занятия — важная часть работы в астрошколе. У меня есть подопечные из Гомеля, Москвы, Ижевска. Только из Минска 5 человек! Никому не хочется тратить время на дорогу. Для олимпиадников такой формат обучения идентичен по результативности с обычным уроками в классах. Многие ребята нашли меня через YouTube-канал.

— Ученики у астрошколы есть всегда?

— Сейчас да, но было время, когда в младшей группе (5−6 лет) было всего 2 ученика. В средней (8−9 лет) — максимум 5 человек. В старшей (15−16 лет) — 3.

Взрослые же почему-то часто путают астрономию с астрологией. Ассоциируют точную науку с гороскопами, втюхиванием непонятно чего.


— А взрослым вообще имеет смысл начинать этому учиться?

— Конечно! Индивидуальный курс в основном длится 3−4 месяца. Но все зависит от цели, которую преследует человек. Я не сторонник рамок. Всегда говорю: сколько хотите, столько и учитесь! Мне всегда будет что вам дать. Вы можете прийти в 5 лет и уйти в 16 — я найду, чем с вами поделиться из области астрономии.

На сайте школы есть разделы с возрастами учащихся и названиями тем. Сделано это в первую очередь для родителей, которые хотят это видеть. Но я не всегда придерживаюсь заготовок, — говорит Галина.


— Работа с детьми приносит мне неимоверное удовольствие. Это то, что поддерживает интерес к астрономии из года в год, — улыбается. — Уверена, что каждую тему можно объяснить ребенку любого возраста. Вопрос только в том, как это сделать. В начале работы с малышами я постоянно была в поиске интересных материалов и методов работы. Сейчас многие идеи я генерирую самостоятельно. Бывает даже, что-то придумывается прямо во время занятий вместе с ребятами. Это такой полет фантазии, такое творчество, которое доставляет удовольствие всем! Бывает, захожу в детский магазин, вижу игрушку и понимаю, что с помощью нее смогу наглядно объяснить, например, своей младшей группе «эффект Доплера».

«Почему у нас лето, а в Австралии зима?»

— Для чего родителям вести ребенка в астрошколу, если, как говорится, в YouTube бесплатно найдется все?

— Родители часто задают вопрос: какую книгу по астрономии купить ребенку? На ваше усмотрение! Вреда от этого точно не будет. Но считаю, что книги, так же как и интернет, просто вбрасывают разрозненную информацию. Я же сторонник системных знаний. Покупать энциклопедии, смотреть «умные мультики» — все равно что начинать строить дом с крыши. Даже какие-то энциклопедические знания про те же планеты я стараюсь не давать ученикам в готовом виде. Моя задача не столько впихнуть в голову 7−8-летнего ребенка цифры, термины, сколько научить его мыслить, делать выводы.


У астрономии колоссальные межпредметные связи. Это я тоже стараюсь показывать своим ученикам. Наука о космосе перекликается не только с физикой и математикой, но и с химией, географией, отчасти историей, философией, религией, искусством, а еще с судоходством и авиацией. Нередко использую литературу из этих областей на занятиях.

Сейчас у меня учатся два старшеклассника, которые собираются поступать в образовательные учреждения, связанные с авиацией. Им нужны знания из области астрономии, а дипломы по этому предмету дают определенные льготы при зачислении.

— Где в повседневной жизни можно применить знания по астрономии?

— Сферическая астрономия отвечает на такие вопросы, как «почему солнце взошло в этой точке горизонта, а через четыре месяца — в другой?», «почему меняется продолжительность дня?», «почему меняется вид неба в разных точках земного шара?», «почему когда у нас лето, в Австралии зима?». Это то, в чем мы живем, то, что нас окружает! То есть, по сути, мы получаем базовые знания о нашей жизни.


«Материальных вложений при открытии школы не было никаких»

— Астрошкола приносит хороший доход?

— На сегодня это мой основной источник дохода. Но после декрета планирую выходить на основное место работы, в Метропроект. Заработок там стабильный. А в астрошколе все очень непредсказуемо.

— Супруг сразу поддержал вашу идею о собственном деле?

— Да. Причем поддерживает не только морально, но и организационно. Помогает по дому и с ребенком. Вместе разбирались в особенностях работы Google-рекламы.

Я пробовала разные виды рекламы (Google, соцсети, метро), чтобы люди узнали об астрошколе. Верила, что на меня начнет работать время, сарафанное радио. И в этом году учеников действительно гораздо больше, чем в прошлом.


Материальных вложений при открытии школы не было никаких — делать их было неоткуда. Единственное, плачу за домен, налоги и понемногу вкладываюсь в рекламу. Еще работаю как репетитор.

— С какими трудностями сталкиваетесь сейчас?

— У нас нет своего помещения. Мы базируемся на территории школы английского языка. Приходится подстраиваться под их расписание. Это не всегда удобно, конечно, но пока финансово нерентабельно снимать отдельный офис. К тому же условия сейчас у нас идеальные: есть все необходимое и для малышей, и для учеников постарше. Приобрести все самостоятельно на сегодня было бы для меня трудно.

— Как планируете развивать астрошколу?

— Олимпиады по астрономии проводят только среди 11 классов. Конечно, поучаствовать в них под силу и ребятам помладше. Например, одна из моих учениц в 8 классе стала победителем городской олимпиады, в 10 — республиканской, в 11 прошла на международную. Сейчас учится на втором курсе по специальности «астрофизика» в МГУ.

Так что не обязательно ждать напряженного выпускного года, чтоб попробовать свои силы в астрономии — лишних несколько лет могут дать полезный опыт и стать отличной репетицией финального выступления. Но все-таки раньше 7 класса решать задачи, рассчитанные на одиннадцатиклассников, довольно трудно. Получается, ребятам помладше просто негде проявить себя.


Моя глобальная цель — организовать в Беларуси олимпиады по астрономии для детей хотя бы среднего школьного возраста. И я делаю все возможное, чтоб идея обучения астрономии детей стала более популярной. Даже маленькие ребята сейчас нередко интересуются космосом благодаря обилию научной фантастики, развивающих мультиков, книг и приложений. Но люди чаще всего не задумываются или просто не знают о том, что этому увлечению можно придать практический смысл.

В прошлом году команду Минска к республиканской олимпиаде готовили я, мой учитель и мой бывший ученик. То есть уже целая династия, потому что астрономия — это на всю жизнь.

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Галине - 26 лет, у девушки модельное прошлое. Но год назад она открыла школу по астрономии для детей и взрослых «Млечный путь». О том, зачем астрономия нам, обычным...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика