БелАЭС ставит крест на развитии "зеленой" энергетики
07.10.2019 12:24
—
Разное
|
В то время, как в мире "зеленая" энергетика постепенно вытесняет атомную, в Беларуси все с точностью до наоборот. Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено сдать до конца 2019 года, второй – в 2020 году. Параллельно с этим энергетики "подкорректировали" правила развития "зеленой" энергетики в стране. Смысл – ужесточить оставшиеся стимулы, которые в свое время подтолкнули развитие ВИЭ в Беларуси. До недавнего времени в Беларуси ни один вид электрической генерации так интенсивно не развивался, как генерация на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Минэнерго Беларуси ранее прогнозировало, что к 2020 году – сроку запуска в эксплуатацию БелАЭС – их мощность возрастет до 665 МВт, а отпуск «зеленой» электроэнергии в энергосистему – до 1,3-1,7 млрд кВт/ч в год. При этом цена покупки 1 кВт/ч «зеленой» энергии в среднем более чем в 5 раз превышает затраты на производство электроэнергии на традиционных энергоисточниках. Как следствие, затраты энергетиков на покупку «зеленой» электроэнергии растут, а это может привести росту тарифов для потребителей. Кроме того, отмечали энергетики, быстрый рост альтернативной энергии с вводом в эксплуатацию БелАЭС станет угрозой для работы всей энергосистемы страны, ибо для ее сбалансированной работы придется останавливать конденсационные энергоблоки, в том числе ограничивать базовый режима работы БелАЭС. А это недопустимо. Поэтому нужно сбалансировать развитие всех видов генерации, отмечало Минэнерго. И единственно правильное решение этой ситуации – ограничить создание установок по использованию ВИЭ. Тем более, что доля ВИЭ в потреблении электроэнергии в Беларуси уже достигла запланированного концепцией энергобезопасности показателя – 6%. Установка для «зеленых» инвесторов: производить для себя, а не поставлять в сетьС этой целью Минэнерго в начале 2019 года подготовило проект указа президента «О возобновляемых источниках энергии». А. Лукашенко подписал этот указ спустя почти полгода – 24 сентября 2019 года. Лейтмотив указа – более жесткое регулирование развития альтернативной энергетики. Документ ужесточает подходы к строительству и эксплуатации установок, использующих возобновляемые источники энергии. В частности, для претендентов на продажу энергии ВИЭ в энергосистему вводится запрет на использование бывшего в эксплуатации оборудования. В связи с ожидаемым профицитом энергии после ввода БелАЭС государство нацеливает владельцев установок ВИЭ на выработку электроэнергии для собственных нужд, а не на продажу в государственную энергосеть. При этом для собственны нужд владельцы установок, использующих ВИЭ, могут вырабатывать электроэнергию вне квот. Эксперты отмечают, что в последние время многие частные, а также государственные компании проявляют повышенный интерес к производству электроэнергии из ВИЭ, поскольку затраты на электроэнергию растут и никто не верит, что после ввода в эксплуатацию БелАЭС электроэнергия в Беларуси подешевеет. Более того, если компания производит электроэнергию из ВИЭ для собственных нужд и построила источник для ее производства, к примеру, на юге Беларуси, а ей эта электроэнергия нужна на севере, то указ разрешает передать эту электроэнергию через сети «Белэнерго» к нужному месту ее потребления. Если же компания произвела больше «зеленой» электроэнергии, чем нужно для собственных нужд, ей разрешат продать ее в сеть «Белэнерго» по стимулирующим коэффициентам. Но, заметим, не по повышающим, как было раньше. Что касается повышающих коэффициентов, которые действовали на покупку «зеленой» энергии в энергосистему, они сохранятся лишь для тех, кто ввел установки на ВИЭ в рамках квот, распределенных до 1 ноября 2019 года. Эти повышающие коэффициенты будут действовать в течение 10 лет после ввода оборудования в эксплуатацию. Для новых установок коэффициент при покупке энергии от ВИЭ в энергосистему переводится с «повышающего» на «стимулирующий». Отметим, что белорусский Закон о возобновляемых источниках энергии предусматривает применение повышающих коэффициентов в течение 10 лет со времени пуска того или иного источника энергии. Для многих инвесторов 10-летний период закончится в 2021 году. А для компаний, работавших в этой сфере по 15 лет, этот льготный период завершился уже давно, и они еще раньше перешли от повышающего коэффициента 3,0, 2,5, 1,3 к так называемому стимулирующему – 0,75. Таким образом, новый указ ориентирует «зеленых» инвесторов строить установки по производству ВИЭ исключительно для своих производственных нужд, а не поставлять ее в энергосеть «Белэнерго». Что больше всего напугало инвесторовТеперь у Минэнергетики появилось право регулировать подачу «зеленой» энергии в сеть «Белэнерго». Согласно указу, с 1 января 2021 года установки по производству «зеленой» энергии, созданные в рамках квот, распределенных после 1 ноября 2019 года, установленной электрической мощностью 1МВ и более, могут привлечь к регулированию суточного графика покрытия электрической нагрузки белорусской энергосистемы. Предполагается, что условия привлечения таких установок к регулирования нагрузки энергосистемы будут прописаны постановлением правительства, который появится в развитие указа. По крайней мере, проектом данного постановления предусматривалось, что в первую очередь к регулированию будут привлекать энергоисточники ГПО «Белэнерго», на втором этапе – блокстанции других субъектов хозяйствования, работающие на углеводородном топливе, а затем, если дойдет очередь, – энергоисточники, работающие на местных видах топлива, и установки ВИЭ. Ранее Минэнерго отмечало, что с вводом в эксплуатацию БелАЭС электроэнергия от установок ВИЭ требует учета. Поэтому собственников «зеленых» установок мощностью от 1 МВт и более обяжут предоставлять почасовые графики объемов выработки электроэнергии на предстоящие сутки и ее отпуска в электрическую сеть. Потенциальных инвесторов больше всего обеспокоила норма указа, касающаяся участия установок по производству альтернативной энергии в регулировании нагрузки энергосистемы, хотя указ и ранее подготовленный проект постановления правительства не предусматривают штрафных санкций и других мер воздействия к субъектам хозяйствования за несоблюдение суточных графиков. Тем не менее, по сути, указ дает право ГПО «Белэнерго», которое является монополистом в этой сфере, регулировать поступление «зеленой» энергии от установок ВИЭ в сеть. Поэтому многие уже задумались, стоит ли инвестировать в «зеленые» проекты в Беларуси. К тому же данная норма указа противоречит закону о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), согласно которому «Белэнерго» обязано принимать в энергосеть всю произведенную от установок ВИЭ электроэнергию, без каких-либо ограничений. Ассоциация «Возобновляемая энергетика» намерена подготовить соответствующие аргументы и представить их на рассмотрение главе государства, чтобы добиваться отмены данной нормы, отметил исполнительный директор белорусской ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк. Для справкиВ Беларуси установки по производству возобновляемых источников энергии (ВИЭ), не входящие в состав ГПО «Белэнерго» и подключенные к электросетям энергоснабжающих организаций, увеличили производство электроэнергии в 2018 году на 17,49% по сравнению с 2017 годом до 435,8 млн кВт/ч. Установленная мощность таких ВИЭ увеличилась в 2018 году на 10,1% к 2017 году и составила 293,2 МВт. В Беларуси к 2020 г суммарная мощность установок по использованию ВИЭ должна увеличиться до 6% к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и порядка 7% – от общей установленной мощности энергосистемы. По данным Минэнерго, средний тариф, по которому «Белэнерго» в 2018 году покупали «зеленую энергию», составил 0,21 долларов за 1 кВт.ч. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В то время, как в мире "зеленая" энергетика постепенно вытесняет атомную, в Беларуси все с точностью до наоборот. |
|