Случаи вишинга (вид телефонного мошенничества, позволяющий получить у клиентов банков конфиденциальную информацию — номера банковских платежных карточек, логины и пароли и т.д.) в последнее время участились по всей республике. Схема проста: злоумышленники осуществляют звонки клиентам банка, в том числе посредством мессенджеров, представляются сотрудниками служб безопасности банков, работниками органов по борьбе с мошенничеством, сотрудниками Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Они говорят, что в данный момент с карточки клиента пытаются перевести денежные средства и для предотвращения этого клиенту необходимо сообщить данные о том, клиентом какого банка он является, а также уточняют примерный остаток средств по счету, утверждая, что вся эта информация будет направлена в нужный банк. Через некоторое время клиенту поступает звонок с подменного номера, якобы от имени банка, в котором открыт карточный счет. Злоумышленники уточняют ФИО, идентификационный номер паспорта, номер карточки полностью. Сообщают, что есть короткий интервал времени для приостановления операции и просят передать все коды, которые будут поступать на телефонный номер клиента. И, как правило, доверчивые люди остаются без денежных средств на карточке.

Думать, что это не может случиться с вами, не стоит. В нашем районе уже зафиксировано несколько таких случаев.

— С начала года в районе зафиксировано три случая вишинга, — говорит заместитель начальника Смолевичского РОСК, подполковник юстиции Борис Геннадьевич Цыбулько (на фото). — Два последних случая произошли в конце ноября. Так, мужчине, 1982 года рождения, позвонила женщина, которая представилась сотрудницей банка, сообщила о том, что его карта неактивна два дня, а сегодня идут несанкционированные операции, схожие на работу злоумышленников, по снятию денежных средств банковских карт клиентов. Для того, чтобы заблокировать эту функцию, попросила сообщить коды, которые были высланы на телефон клиента по СМС, что он и сделал. У мужчины, когда его попросили назвать второй код, возникли сомнения, но звонившая назвала пароль, девичью фамилию его матери. Сомнений у мужчины не осталось, он сообщил злоумышленникам код, и через некоторое время ему пришло сообщение о переводе денежных средств с его карты, звонившая женщина сразу же прервала разговор.

Подобный случай произошел и с женщиной 1972 года рождения. Ей также позвонили, якобы из банка, и спросили, подтверждает ли она денежный перевод, который совершается с ее карты. Потерпевшая ответила, что не подтверждает, после чего звонившие назвали ей 4 последние цифры ее банковской карты и сообщили, что ее интернет-банкинг взломан. После чего сказали, что необходимо сменить логин и пароль, но для этого им нужно знать старый. Опять же, женщина засомневалась, но поддалась на уговоры звонивших и назвала логин и пароль. Ей точно также стали приходить СМС с кодами, которые ей предлагали назвать после звукового сигнала с фразой «Отмена списания». В результате действий мошенников у женщины с карты овердрафт и зарплатой карты были списаны крупные суммы денег

— Уважаемые граждане, помните, что сотрудники банка знают все необходимые данные, поэтому ни в коем случае нельзя сообщать кому-либо реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные и другую конфиденциальную информацию, — отметил Борис Цыбулько. — В случае получения подобного звонка проявите бдительность, не поддавайтесь на уговоры. При наличии подозрений о факте мошенничества свою карту можно заблокировать, самостоятельно связавшись с Контакт-центром своего банка и сообщив о случившемся. Берегите себя и свое имущество.

Корр. «КС».