27 августа президенты России и Беларуси встретились в Сочи. Проговорили более трех часов. Обсудили "широкий круг" вопросов. Пообещали дать поручение правительствам собраться и найти способ реализовать достигнутые президентами договоренности. Ну и что? Аналогичные сценарии с теми же действующими лицами уже не раз разыгрывались – после каждого периода российско-белорусских «обострений». И каждый раз, как сейчас это сделал А,Лукашенко, заявлялось, что у союзников «больше не будет таких проблемных периодов».
В России сочинская встреча на
высоком политическом уровне пока не комментируется.
Возможно, нечего пока комментировать. Белорусы, хотя и
прослушали пространное интервью президента белорусскому
телевидению, мало чего конкретного из него могли
вычленить. Вот как ЭТО было в изложении участника события
- президента А.Лукашенко.
«По поводу затянувшейся паузы относительно нашей встречи
с Президентом России. Действительно, мы не общались так
интенсивно, как в начале года. Но это не означает, что мы
не общались вообще. Было много и позитивного, и
негативного, но мы не прерывали контактов с Дмитрием
Анатольевичем. Наверно, допустили ошибку, что не
информировали общественность.
Мы поддерживали постоянный контакт с Президентом
Российской Федерации, это было, но информации об этом
было мало. Что касается духа этой встречи, то такого
откровенного и искреннего разговора, как сегодня, у нас
не было с ним никогда. Очень жаль, что время и те
проблемы, которые у нас сегодня есть, - они нас
подтолкнули к этому диалогу. Но сегодня Президент России
инициировал этот открытый разговор, скажу, очень
откровенный, в моем духе. Я очень люблю искренность и
откровенность. Особенно когда встречаются друзья,
товарищи, коллеги, а мы очень дружны с Президентом
России.
Дух - это главное, что пронизывает все вопросы: финансов,
экономики, дипломатии, внешней политики. Мы смогли
обсудить все проблемные вопросы, которые перед нами
были.
Итог: могу сказать, у меня сложилось впечатление, что у
нас с Россией больше таких периодов, как был, не будет.
Мы как никогда прежде почувствовали свою величайшую
ответственность, мы почувствовали все-таки то, что за
нами россияне и белорусы, практически один народ, что нам
делить нечего и история давно нас поставила в
определенные рамки. И мы вынуждены в этом контексте
действовать. Еще раз подчеркиваю, что мне даже не
кажется, я почти убежден, что у нас не будет вот таких
никому не выгодных, как было подчеркнуто на нескольких
примерах, обострений. Потому что ни россияне, ни мы
ничего не выиграли от этих обострений.
В ближайшее время и в экономике, и в политике мы примем
такие принципиальные решения, которые смогут развязать
проблемы, которые у нас сегодня существуют между двумя
государствами. Мы прошлись по всем вопросам повестки дня
с нашей стороны, и в принципе наши вопросы, которые я вез
на рассмотрение, на эту встречу, они были адекватны тем,
с которыми пришел на встречу Дмитрий Анатольевич.
Прежде чем подойти к экономике, я перечислю все вопросы и
отдельно скажу, какие мы приняли.
Прежде всего, мы обсудили наши белорусско-российские
отношения. Мы исходили из того, что у нас накопились
проблемы, которые нужно решать. Проблемы неприятные,
ненужные для наших народов и государств, проблемы,
которых можно было избежать, но мы, к сожалению, их не
избежали. Мы это констатировали, откровенно друг другу
сказали и проанализировали весь спектр наших
отношений.
Мы договорились о том (и из этого вытекает вторая тема),
что Президент России приедет к нам в сентябре - на наши
совместные белорусско-российские учения, самые
масштабные, не глядя на кризис. Это белорусско-российская
группировка на западном направлении, основу которой
составляет белорусская армия. Учения будут посвящены
функционированию этой группировки: насколько она
эффективна, насколько может защищать наши западные
рубежи.
Второй раз он к нам приедет в конце ноября: у нас пройдет
заседание ЕврАзЭС. И третий раз мы встретимся в этом году
в начале декабря на заседании Высшего Госсовета Союзного
государства, которое пройдет в Москве.
Чтобы больше не писали, что мы редко встречаемся, мы
решили интенсифицировать встречи. У нас нет отторжения
друг друга, нет аллергии в отношении друг друга. Это
абсолютно искренне.
Поэтому плавно мы от этого вопроса, особенно военного,
перешли и деятельности ОДКБ. Я еще раз подчеркну: мы
приверженцы интеграции на постсоветском пространстве во
всех сферах. Одна из тем, которую мы активно продвигали
вместе с Российской Федерацией, это ОДКБ. Если касаться
КСОР, о которых сейчас так много говорят, что якобы
Беларусь с Узбекистаном чуть ли не против этих
Коллективных сил, так я напомнил Президенту России, что
мы и россияне явились зачинщиками этих проблем. И очень
активно наши эксперты прорабатывали вопросы по
Коллективным силам оперативного реагирования. И потому не
принять этот документ в Беларуси просто не могут. Еще раз
подчеркиваю: мы много вложили в само содержание, в саму
суть этого договора. Во-вторых, он же рамочный, нам
бояться тут абсолютно нечего.
Вторая острая тема по ОДКБ - это председательство
Беларуси. Чего отказываться, если тебе эту почетную
миссию предлагают?
Полгода мы не работали в качестве председателя, поэтому
решили взять на себя обязанность председательства и на
следующий срок. Мы будем председательствовать в ОДКБ, и
нам надо формализовать этот процесс юридически. Наверное,
это будет сделано посредством заявления белорусской
стороны, и мы возьмем на себя председательство. Здесь нет
проблем, это надуманная тема.
И тем не менее по ОДКБ мы очень серьезно обсуждали весь
комплекс вопросов, которые связаны с военно-политическим
сотрудничеством на постсоветском пространстве. Вы
помните, продолжая военную тему, что мы в свое время
заключили соглашение с Российской Федерацией по созданию
единой системы ПВО Беларуси и России. Мы очень четко
договорились, что основная роль на западном направлении в
совместной ПВО принадлежит белорусской ПВО, ее надо
модернизировать, надо поддерживать. Коль наша армия на
западном направлении Союзного государства является
основной единицей, ее тоже надо поддерживать, прежде
всего, в вооружениях. И было предложено и решено на
Высшем Госсовете в феврале этого года, что мы подпишем
протокол к договору по единой ПВО. Честно говоря, все это
"забуксовало". И я попросил Президента Российской
Федерации ускорить эту работу. Я нашел полное понимание и
поддержку с его стороны. Дмитрий Медведев пообещал дать
поручение министру обороны России активизировать этот
процесс.
По договору между Беларусью и Россией о строительстве
АЭС. Первое, что необходимо сделать, - инфраструктуру для
этой атомной электростанции под Островцом. Мы ее уже
создаем. И с 1 января 2010 года пойдет полноценное
строительство. Была достигнута принципиальная
договоренность, что Российская Федерация прокредитует
этот проект. Сейчас согласовывается окончательная сумма
кредита, и мы договорились, что уже с 2010 года Россия
откроет кредитную линию. Таким образом, строительство АЭС
началось с создания инфраструктуры. В 2010 году мы
приступим к совместной работе по возведению
непосредственно станции. Этот вопрос также
оговорен.
Далее мы обсудили вопрос по таможенной пошлине на нефть,
по предоставлению государственного кредита, другие
финансовые вопросы, а также реализацию совместных мер по
преодолению последствий финансово-экономического кризиса,
о чем мы договаривались в феврале на заседании Высшего
Госсовета. Мы определились, что в сентябре наши
правительства сядут за стол переговоров и развяжут эти
проблемные узлы. Мне пообещал это Президент России.
Поэтому поручения премьер-министрам будут отданы сегодня
же. Дмитрий Анатольевич сказал, что проблемы не простые и
в экономике России их немало. Но, как он отметил, "мы
готовы для своей братской союзной республики сделать все
для того, чтобы легче было и людям, и экономике". Вместе
мы сможем кризисные явления преодолеть гораздо
быстрее.
Также мы обсуждали "молочные" проблемы, которые у нас
были. Надо составлять балансы поставок продукции. Но
опять же, чтобы не было таких конфликтов, надо уходить от
квот. Это не дело, что в наших отношениях появляются
какие-то квоты, пошлины и прочее. Мы же Таможенный союз
формируем. Этих проблем быть не должно. Если нужны будут
какие-то наши решения, правительства доложат нам об этом
в сентябре-октябре.
То же самое мы урегулируем вопросы по расчету за
природный газ. Здесь у нас проблем не будет. То есть блок
экономических вопросов у нас присутствовал, но не в числе
первоочередных тем.
Далее мы обсудили наши союзные дела. Мы договорились о
том, что нам надо активизировать взаимоотношения в рамках
Союза Беларуси и России. Мы подошли к обсуждению
эффективности функционирования Постоянного комитета
Союзного государства. Договорились о том, что нам надо по
кадровым вопросам рассмотреть некоторые проблемы, по
содержанию деятельности Постоянного комитета поговорить,
принять решение по нему. Это штаб нашей совместной
деятельности в Союзном государстве. Думаю, что к декабрю
мы выйдем на какие-то результаты по данному
вопросу.
Мы также обсудили ряд проблем, связанных с присутствием
Беларуси здесь, в Сочи, в том числе нашего участия в
строительстве объектов к Олимпиаде. Вы знаете, что в
Красной Поляне мы ведем масштабное строительство, это
очень выгодные проекты. Немало построили. Беларуси
предоставляются земельные участки на условиях взаимности.
Соответствующее поручение дал Дмитрий Медведев.
Много было и личного. Мне очень приятно, что этот
откровенный разговор закончился тем, что мы обнаружили
полное взаимопонимание по основным вопросам нашей
совместной деятельности. Мне понравился подход Президента
России не только к обсуждению проблем, но и к стремлению
развязать накопившиеся проблемы.
Мы касались, обсуждая те или иные проблемы, западного
вектора, того, как у нас складывается диалог с Западом.
Но мы не обсуждали никакой конкретной темы нашей внешней
политики, которая направлена на Запад. Мы развивали и
будем развивать наше сотрудничество с Европой, Америкой,
потому что в целом это тот же товарооборот, что и с
Россией. Дмитрий Анатольевич с большим пониманием
отреагировал, сказал, что на то и государство, и
руководство этого государства, чтобы интерес поддерживать
в той части планеты, прежде всего в Европе, потому что
Беларусь - центр Европы. Так было сказано Президентом
России».
В этом рассказе А.Лукашенко нет никаких ответов на
больные экономические вопросы, из-за которых, собственно,
и возникла «пауза» в диалоге. Даст ли Россия
стабилизационные кредиты? Пустит ли МАЗы и трактора на
свой рынок? Изменятся ли условия поставок
энергоносителей? Может, получится как всегда? Президенты
- решили, правительства - забюрократили.
В описанной белорусским президентом повестке дня очевидно
преобладание военной тематики. Это и совместные учения, и
КСОР, и коллективные силы на «западном рубеже»,
включающие объединенную ПВО. Именно военное направление
сотрудничества двух стран - самое беспроблемное на
сегодня. Видимо, потому, что обоюдные выгоды в данной
сфере не ставятся союзниками под сомнение, хотя
белорусская сторона и пытается постоянно извлечь из
военных выгод еще и дополнительные - экономические,
прежде всего.
Так вот очень показательно проговорился А.Лукашенко, что
и здесь «честно говоря, все это забуксовало». Что
принятое на февральском заседании Высшего Госсовета
решение подписать протокол к договору по единой ПВО не
выполняется. Речь в протоколе, насколько можно понять,
шла об участии России в военно-технологической
модернизации белорусской армии, прикрывающей западную
границу России. Как сказал А.Лукашенко: «Я попросил
Президента Российской Федерации ускорить эту работу. Я
нашел полное понимание и поддержку с его стороны. Дмитрий
Медведев пообещал дать поручение министру обороны России
активизировать этот процесс».
Если Дмитрий Анатольевич выполнит хотя бы это обещание,
тогда все сказанное Александром Григорьевичем выше -
обязательно сбудется. Ведь как можно давать
безответственные обещания по поводу военной
безопасности?
Однако в этом случае российскому министру обороны уж
точно придется отдать последнюю рубашку своему
белорусскому коллеге. О том, как модернизируется сама
российская армия, говорят факты.
Например, один из самых технологичных родов войск -
авиация за последние 15 лет получила … три новых боевых
самолета - 3 фронтовых бомбардировщика Су-34 в 2007-2008
годах. В 2009-2010 годах ВВС ожидают еще 4 самолета
Су-34. Кроме того, в российские ВВС вернулись «бывшие в
употреблении» в Алжире 34 истребителя МиГ-29СМТ.
Военно-транспортная авиация самолетов новой постройки не
получала вообще. Между тем, техника стареет и физически,
морально. По оценкам военных экспертов, к 2013 году новые
машины типов Су-34 и МиГ-29СМТ будут составлять лишь 6%
авиапарка. К тому времени возраст остальной части боевого
авиационного парка превысит 25 лет. А по машинам ряда
типов - 30-35, а то и 40 лет.
О боевых вертолетах Ка-50 и Ка-52 давно сняты фильмы,
хотя их еще относят к «новым» образцам (за неимением
более новых). К настоящему времени российские авиаторы
смогли увидеть воочию лишь 6 таких боевых машин.
Не лучше обстоят дела и по другим видам вооружений, на
которые могла бы претендовать белорусская армия. За
последние пять лет российская армия получила: 2 дивизиона
зенитных ракетных систем С-400, 2 дивизиона зенитных
ракетных комплексов «Бук-М2», около 150 танков Т-90,
около 150 боевых машин пехоты БМП-3, около 60 боевых
машин десанта БМД-4, около 500 бронетранспортеров
БТР-80.
И чем, скажите, из перечисленного сможет поделиться
Россия с Беларусью? Что уж тут - кредиты, МАЗы,
трактора…
27 августа президенты России и Беларуси встретились в Сочи. Проговорили более трех часов. Обсудили "широкий круг" вопросов. Пообещали дать поручение правительствам собраться и найти способ реализовать достигнутые президентами договоренности. Ну и что? Аналогичные сценарии с теми же действующими лицами уже не раз разыгрывались – после каждого периода российско-белорусских «обострений». И каждый раз, как сейчас это сделал А,Лукашенко, заявлялось, что у союзников «больше не будет таких проблемных периодов».