Мир ускоряющимися темпами выходит из кризиса... Реальная экономика Александра Лученка
Мир ускоряющимися темпами выходит из кризиса. Ориентация на меры экономического регулирования позволила многим странам разрешить свои проблемы без серьезного ущемления интересов населения. Над необходимостью переориентации с командных на экономические методы размышляют и в Правительстве. Появились даже планы отмены «прогнозных» показателей для негосударственных предприятий. В верхах задул ветер перемен.
А вот внизу, как в лесу, зачастую все по–прежнему. Непуганые чиновники порой командуют и даже проявляют инициативу, доводя вышестоящие решения до абсурда. Так получилось, например, с борьбой с потребительским импортом.
Понятно, что в условиях отрицательного внешнеторгового сальдо импорт следует ограничивать. Но делать это нужно разумно. За полугодие импорт потребительских товаров сократился на 21,4 процента. Но решило ли это наши проблемы? Нет. Отрицательное сальдо продолжает увеличиваться. Почему?
Превышение импорта над экспортом потребительских товаров составило всего 285 млн. долларов. Мизер по сравнению с дефицитом в торговле промежуточными товарами (сырьем, топливом, материалами, комплектующими изделиями), достигшим 3,2 миллиарда долларов. Таким образом, не домашние хозяйства виноваты в экономических проблемах. Нужно решать вопросы с белорусскими производителями.
Во времена мирового энергетического кризиса, когда в развитых странах возникли проблемы с нефтью, никто не вводил массовых запретов на потребление нефти. Задействовали экономические рычаги. Быстро осваивали энергосберегающие технологии, стали выпускать экономные автомобили, нашли альтернативные виды энергии — и проблема разрешилась. А у нас кому–то все еще кажется, что надо делать акцент не на стимулы, а на запреты.
Недавно появилась местная инициатива обязать торговые точки довести долю отечественных продовольственных товаров до 90 процентов, а непродовольственных — до 70. Последствия такой меры вполне предсказуемы.
О вступлении во Всемирную торговую организацию при таком подходе можно говорить лишь условно. Там не признают жесткий торговый протекционизм. Плюс можем осложнить экономические отношения с соседями. Они ведь тоже не любят, когда их производители чувствуют дискомфорт на рынках. В итоге жесткая борьба с потребительским импортом в конечном счете может ударить по нашим производителям.
Грустно порой смотреть на наши магазины, в которых зачастую лежат неликвиды. В результате за январь — июль покупка одежды и белья сократилась на 12,3 процента, обуви — на 5,6, верхнего трикотажа — на 4,5 процента. Для поддержки производителей я купил отечественные туфли. Они долго сохранят приличный внешний вид: их просто невозможно носить после удобной немецкой или итальянской обуви. Думаю, сходные проблемы возникли не только у меня. И решать их нужно не игнорированием интересов потребителей, а улучшением качества отечественных товаров. А зачем его улучшать, подумает кто–то, и такое купят в отсутствие альтернативы... В итоге местная инициатива не будет способствовать росту конкурентоспособности белорусских товаров.
Это только чиновническая иллюзия, что можно приказать — и люди будут покупать, что скажут. Анализирую: реализация цветных телевизоров сократилась на 29 процентов, но при этом выросла доля продаж импортных аппаратов. Аналогична ситуация со строительными материалами: их продажа уменьшилась на 13 процентов, а удельный вес импорта вырос с 23 до 31 процента.
Рачительный хозяин предпочтет вообще не покупать, чем тратить деньги на неходовой товар. Поэтому–то и стал быстро расти неудовлетворенный потребительский спрос. О нем судят по динамике средств на депозитах. За семь месяцев они выросли на 25 процентов. Это в условиях резкого ограничения роста доходов. Люди хотят красиво одеваться, вкусно питаться, покупать современную технику, и эти потребности одним лишь предложением жилья не заменить.
Сбережения в иностранной валюте за 7 месяцев увеличились на 73 процента. Значит, население вместо товаров вынуждено покупать валюту, тем самым оказывая давление на валютный рынок. Получается, как с граблями: наступив в одном месте, получишь другим концом по лбу. Поэтому и проблему недостатка валюты запретом импорта не решишь.
В конце концов, есть и такой аспект. Зарубежные партнеры вкладывают средства только в одном случае: когда они уверены в получении прибыли. А в каком положении оказался инвестор, построивший, скажем, гипермаркет и рассчитывавший получать прибыль от продажи не только белорусских, но и импортных товаров? Иностранные капиталы не хотят работать в странах, где возможно принятие таких волевых решений. А без внешних инвестиций любой экономике очень трудно.
Естественно, что неумелое импортозамещение отрицательно отразится и на предпринимательской активности. Очень плохо, что действия чиновников на местах могут негативно повлиять на улучшение условий хозяйствования, без чего невозможен прогресс в экономике.