Весной прошлого года политолог Алексей Пикулик очертил два варианта на перспективу для белорусских властей - создание государства развития или продолжение действий в логике "государства-рантье". В связи с визитом Лукашенко в Вильнюс и продолжающимся диалогом с Европой - можно ли говорить о том, что произошел выбор?
Вот что по этому поводу говорит на
сайте "Наше мнение" аналитик:
"Полтора года назад я предположил окончание модели
"государства рантье" (или государства, которое живет за
счет экономических рент, а не за счет диверсифицированной
индустриальной базы) и появление в Беларуси "государства
направляющего развития". Под этим имелось в виду вот что:
Лукашенко должен осознать личную угрозу от
"ничегонеделания" в области экономики и всерьез
заинтересоваться вопросом: "а как обеспечить стране
аутентичный и самостоятельный экономический рост, без
колоссальной внешней поддержки?".
То, что требуется для этого прежде всего - симметрично
распределить экономические права между всеми игроками и
сделать эти права одинаково эффективными для всех, т.е.
направить государственный аппарат на "сохранение рынков"
(через регулирование), убрать асимметрии в правилах игры,
которые позволяют некоторым привилегированным группам
получать неестественные прибыли за счет использования
доступа к власти. Для режима это означает "наступить на
горло собственной песне" и поставить под экономический
удар зависимый от государства "селекторат".
Тем не менее, Лукашенко мог бы использовать свое
авторитарное преимущество и повторить в некоторой
степени, опыт азиатских тигров. Оговорюсь сразу же, опыт
конца 20 века показывает, что самые провальные
экономические реформы всегда проводились в странах с
сильным институтом президентства, а самыми успешными
странами-реформаторами были те, в которых каждый шаг
долго и нудно проводился через парламент. Однако, говоря
о "государстве направляющего развития", я все же вижу
потенциал у белорусской власти совершить нужные
институциональные изменения и даже какое-то время
удерживать власть.
Но тут есть вот какой парадокс. С одной стороны, и
бюрократия, и красные директора готовы подчиняться центру
и делать то, что им скажут (а это отличная предпосылка
для протаскивания реформ), с другой стороны, у власти
крайне узкий горизонт ожидания и откровенный дефицит
идей. Так что определить концепцию государственного
развития на ближайшие пару лет власть явно не в
состоянии. Поэтому, то, за чем мы наблюдаем сейчас:
поездки Лукашенко, его заявления - это совершенная
эклектика. Своеобразная попытка быть всем для всех сразу.
В общем, у власти своего рода диссоциативное расстройство
идентичности, которое вызвано желанием и делать реформы,
и искать новых спонсоров для ренты, и дружить со всеми, и
быть для всех удобными и понятными".
Весной прошлого года политолог Алексей Пикулик очертил два варианта на перспективу для белорусских властей - создание государства развития или продолжение действий в логике "государства-рантье". В связи с визитом Лукашенко в Вильнюс и продолжающимся диалогом с Европой - можно ли говорить о том, что произошел выбор?