Эксперты не видят никакого прогресса в сфере нормализации работы негосударственных организаций (НГО). Об этом было заявлено 24 сентября на брифинге представителей НГО в Минске.
Как напомнил руководитель рабочей группы по созданию Ассамблеи неправительственных демократических организаций Сергей Мацкевич, последняя оценка условий существования общественных организаций в Беларуси делалась в марте этого года. «Тогда наша оценка была сдержанно-оптимистической. Сейчас, по прошествии полугода, наши настроения не такие оптимистические, а более печальные», — сказал Мацкевич.
По его словам, в конце 2008 года власти делали шаги, которые «можно было бы назвать несистемными, но их нельзя было не отметить, как позитивные». «Например, регистрация движения «За свободу». Сейчас ситуация не такая. К сожалению, сейчас вся «либерализация» основана на риторике, на неконкретных заявлениях. Даже организация встреч, которые мы планировали сделать с представителями власти и гражданского общества, тормозится», — заявил Мацкевич.
Он напомнил, что НГО волнуют три основные проблемы: отмена статьи 193-1 Уголовного кодекса об ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации, заявительный принцип регистрации организаций и льготные ставки аренды для них. «Никакого прогресса в их решении не наблюдалось», — отметил Мацкевич.
Правозащитники настаивают на полной и безоговорочной отмене статьи 193-1 Уголовного кодекса.
«Мы по-прежнему считаем, что эта статья не соответствует ни Конституции Беларуси, которая гарантирует право на свободу собраний, ни международным правовым актам, в частности, Пакту о гражданских и политических правах, ратифицированном Беларусью», — заявил правозащитник Валентин Стефанович.
По его словам, зарегистрированное в Чехии общественное объединение «Гражданская Беларусь» недавно получила письмо за подписью заместителя министра юстиции Игоря Тушинского, в котором тот сообщил, что сейчас Минюст изучает возможность корректировки статьи 193-1. «В частности, там говорится, что планируется заменить уголовную ответственность на административную», — сообщил Стефанович.
«В данной ситуации не может идти разговора о трансформации ответственности в статье 193-1. Эта статья все равно будет нарушать Конституцию. Хотя бы потому, что он предусматривает ответственность независимо от вреда от такой деятельности. Для нас неприемлема любая ответственность за деятельности от имени незарегистрированной организации, если она не наносит вреда гражданам Беларуси», — заявил Стефанович.
Юрист и политолог Юрий Чаусов подчеркнул, что за период мониторинга Министерство юстиции в массовом порядке отказывало в регистрации общественно-политическим, правозащитным и культурным организациям, а также не зарегистрировало Партию свободы и прогресса, Партию трудящихся и партию «Белорусская христианская демократия». «В абсолютном большинстве отказы в регистрации являются сомнительными и обусловленными политической волей регистрирующих органов не допустить легализации этих объединений», — заявил Чаусов.
В качестве примера эксперт привел ситуацию с регистрацией не названного им общественного объединения. Оно было зарегистрировано Минюстом после того, как вновь заплатило пошлину, которая в первый раз была перечислена на ошибочный счет. «В других случаях, например с БХД, заново заплатить пошлину не давали», — отметил Чаусов.
По мнению Юрия Чаусова, изменения в законодательство, касающиеся регистрации партий и общественных объединений, не улучшат, а ухудшат их положение.
На протяжении 2009 года власти делали заявления о возможном упрощении регистрации партий и общественных объединений путем внесения изменений в законы «О политических партиях» и «Об общественных объединениях». Эти изменения уже приняты в первом чтении Палатой представителей и готовятся для рассмотрения этой осенью во втором чтении.
«Анализ предложенных изменений вызывает серьезные сомнения в том, что этот законопроект действительно направлен на улучшение ситуации с регистрацией новых общественных объединений и упрощение этой процедуры. Наоборот, изменения направлены на придание законной формы сегодняшним безосновательным отказам в регистрации», — считает Чаусов.
Сейчас основанием для отказа в регистрации может быть несоответствие устава требованиям законодательства в части целей, задач, методов и территории деятельности. Изменения вводят новое основание для отказа в регистрации. Оно звучит, как «представление общественным объединением, союзом иных документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов».
«Это значит, что отказ можно получить за нарушение правил делопроизводства, например. Не те поля в поданных документах, не тот шрифт. За любую, самую мелкую ошибку, можно получить отказ», — сказал Чаусов.
При этом он отметил, что единственная поправка, облегчающая деятельность объединений, состоит в том, что зарегистрированное объединение регистрирующий орган будет автоматически ставить на учет в налоговой инспекции и других органах. «Однако это касается уже зарегистрированного объединения, и не в коем случае не уменьшает регистрационного барьера», — сказал Чаусов.