БУНТ ИЛИ ЗАМЯТНЯ*?. 21.by

БУНТ ИЛИ ЗАМЯТНЯ*?

22.10.2009 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Времена нынче стали помягче, а люди на вещи смотрят, как говорил персонаж известной комедии, «ширше». Раньше русский бунт, по определению Александра Сергеевича, был «бессмысленным и беспощадным». Теперь же он расчетлив и совершенно бескровен. Россия за свою историю пережила различные волнения: революции, крестьянские войны, дворцовые перевороты. Да и бунты бывали разные: хлебные, чумные, холерные, медные и даже картофельные. На прошлой неделе случилось в ее истории явление почти небывалое — думский... нет, не переворот, а так, некая замятня.
Напомним вкратце хронологию событий. 14 октября фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», составляющие парламентское меньшинство, покинули пленарное заседание Государственной Думы Российской Федерации. Этот демарш представлял собой не что иное, как протест против хода и итогов выборов в местные органы власти, состоявшиеся в России в воскресенье 11 октября. В 75 регионах федерации победу одержали представители партии «Единая Россия».
Думские «мятежники» выдвинули свои требования: пересмотреть итоги выборов по отдельным округам (претензии касались главным образом голосования в Москве и Республике Марий Эл), отправить в отставку председателя российского Центризбиркома Владимира Чурова, а также глав тех регионов, где были допущены грубейшие нарушения выборного законодательства. При этом в прессу полился поток многочисленных примеров подобных нарушений. Кроме того, представители парламентской оппозиции потребовали организовать встречу с президентом России Дмитрием Медведевым. В итоге переговорить с главой государства им все же удалось, но только по телефону. После этого прошла информация о том, что «Справедливая Россия» и ЛДПР решили все же вернуться в зал заседаний. Потом последовало несколько опровержений, пока, наконец, главы обеих партий не подтвердили, что готовы продолжить законотворческую деятельность, но при условии выполнения их требований. Коммунисты в зал заседаний так и не вернулись. Тогда прозвучало грозное заявление председателя Государственной Думы Бориса Грызлова о том, что «прогульщиков» накажут рублем, как не явившихся на работу.
Не будем сейчас анализировать сам ход выборов 11 октября в России — дело ясное, что дело темное. Ясно также и то, что «Единая Россия» все-таки одержала на них победу. Кстати, это не отрицают даже думские бунтари. Вопрос только в процентах и соблюдении процедуры. Не будем комментировать и угрозу Бориса Грызлова. Глава российского парламента сослался на Трудовой кодекс. А дальше что? Он уволит не явившихся в зал заседаний депутатов своим приказом?
Любопытна истинная причина «думского бунта», а не его повод и антураж. Очевидно, что этот инцидент взбудоражил политическую Москву, в которой, как писал Есенин, «золотая дремотная Азия опочила на куполах». Многочисленные эксперты, комментаторы, в последнее время полностью переключившиеся на угадывание закулисных ходов кремлевской власти, обнаружили вкус к почти уже забытой публичной политике. Тут же, по новой российской традиции, попытались усмотреть раздор между Дмитрием Анатольевичем и Владимиром Владимировичем. Ведь это именно путинская партия, в которой, правда, сам премьер и не состоит, хоть и является ее лидером (оцените красоту формулы!), оказалась под огнем критики. Представители «Единой России» как-то лениво и свысока огрызались в том духе, что «бунтовщики» просто лентяи, которые не хотят работать, а их партии — неудачники, потерявшие доверие народа.
Само собой, появилось предположение о коварных происках Запада, чуть ли не устроившего всю эту старомосковскую замятню. Благо, Вашингтон, действительно, не сдержался и 14 октября, в разгар бунта, выпалил свое недовольство ходом состоявшихся выборов. Вроде бы налицо реальный политический кризис. Просто по учебнику, как по написанному!
Вот именно, как по написанному. Во время всей этой замятни или бунта — назовите как угодно — было ощущение чего-то искусственного, ненастоящего, некоего суррогатного кризиса. Главным признаком плановости думского бунта стало участие в нем «Справедливой России», такого же кремлевского проекта, как и «Единая Россия», и жириновцев, за которыми давно закрепился имидж политической силы, выполняющей заказ все из того же Кремля, но в своей неповторимой и оригинальной манере.
Зачем же все это было нужно команде Путина-Медведева (а в том, что это одна команда, сомневаться пока не приходится)? Да затем, что российский народ устал от все более удушающей атмосферы однопартийности, которую политтехнологи лепят по худшим советским лекалам. Многообразная и многонациональная Россия устала от искусственного «единства» «России Единой». Избиратель не хочет больше видеть на экранах, плакатах, в газетах бесконечный ряд Юриев Венедиктовичей и Викторов Харитоновичей, персонажей «Нашей Russia», которые, как известно, ночами не спят, а только о России думают. В условиях полыхающего Кавказа, жесточайшего экономического кризиса, реально, а не в кавычках бунтующего Пикарево, находящегося на грани взрыва Тольятти, других так называемых «моногородов», где остановилось производство, мистифицировать некое национальное единство вокруг национального лидера (или тандема лидеров), ссылаясь на заоблачный рейтинг, стало не то чтобы глупо, а попросту неприлично.
Кроме того, российским дипломатам все труднее находить аргументы для обоснования тезиса о развитии демократических институтов в собственной стране. Не было просто достаточных информационных поводов, сюжетов, свидетельствовавших о хотя бы подобии легальной политической борьбы в России.
Все эти причины и вынудили кремлевских политтехнологов написать сценарий «управляемого политического кризиса». Разыграли как сценарий современного российского блокбастера (что-то мне подсказывает, что и бюджет этой мелодрамы мало чем уступал «Обитаемому острову» или творениям Михалкова). Роли были расписаны заранее. Каждый персонаж появлялся в свое время. «Бузотеры» — эСэРы и ЛДПР (хулиганы, конечно, но свои в доску парни), «правдорубы» — коммунисты (говорят правду, но ни к чему большему не способны), «бюрократы-функционеры» — единороссы (обнаглели, но без них куда?), «директор-технократ» — президент Медведев (действует несколько растерянно и всех хочет помирить). И все же это не современный сюжет — попахивает нафталином. Напоминает, скорее, фабулу советского фильма времен строительства социализма, когда, как известно, классовая борьба только усиливается. Недостает, пожалуй, одного, но ключевого персонажа — секретаря парткома, который появится в финале и раздаст всем сестрам по серьгам. Таким «секретарем парт­кома» суждено стать Владимиру Путину, подлинному вершителю судеб в современной России.
Если же говорить серьезно, то выборы 11 октября и последовавшие события позволяют сделать несколько важных выводов. Во-первых, изобретательность политтехнологов, обслуживающих Кремль, действительно не знает границ. Политический PR стал важнейшим из искусств в условиях путинской России. Ничего не скажешь: тут только ох и ах! Однако изобретательность эта не от хорошей жизни, а отсюда вывод второй. Опыт России показывает, что выстраивать современную политическую систему с опорой только на одну партию или движение крайне опасно. Это ведет к утрате легитимности представительной власти, дискредитации самого института выборов. Изоляция всех прочих политических партий приводит к изоляции стоящих за ними социальных групп населения, а потому в итоге раскалывает и раскачивает общество. Страна, как и стул, не может устоять на одной ножке. Если ставка делается на партии как основу политической системы, то их должно быть несколько, примерно равных по силе и влиянию. Они должны прийти к консенсусу по основным вопросам общественной жизни: сохранению конституционного строя, внешней политике, но при этом вести дискуссию по отдельным проблемам, канализируя таким образом неизбежное общественное недовольство.
Когда случаются кризисы, враги и недоброжелатели обычно радостно потирают руки. Но когда нелады возникают в доме у твоего союзника, это может только печалить. Российские политтехнологи в очередной раз доказали, что они самые продвинутые на постсоветском пространстве. Однако достаточно ли этого факта для лидерства самой России?
*Замятня ж. стар. возмущенье или смуты, замешательство; метель, вьюга.
В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Вадим ГИГИН
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Времена нынче стали помягче, а люди на вещи смотрят, как говорил персонаж известной комедии, «ширше». Раньше русский бунт, по определению Александра Сергеевича, был «бессмысленным и беспощадным». Теперь же он расчетлив и совершенно бескровен. Россия за свою историю пережила различные волнения: революции, крестьянские войны, дворцовые перевороты.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика