В нефтяном конфликте близится тот момент, когда Беларусь станет хлопать о стол военно-политическими козырями. Если проблему не разрулят каким-то чудом в считанные дни, Москва имеет все шансы снова услышать из уст здешнего высокого начальства, что за щит от НАТО надо, черт возьми, платить.
Последний раз такой прозрачный намек превентивно прозвучал на предновогодней пресс-конференции Лукашенко. «И я часто упрекаю российских руководителей: что вы там нашей оппозиции подаете факты, что полтора миллиарда дотаций каждый год и прочее, — сказал тогда белорусский официальный лидер. — Так мы же тратили деньги на ПВО и ВВС — составляющую часть общей обороны. Сегодня я не устаю говорить, что это большая услуга России, за которую надо платить. Не напрямую. Но если вы цены ниже держите для нас по газу, чем, например, для Украины, так неужели нет разницы для вас между Украиной и Беларусью — прямой вопрос».
В общем, здесь были согласны брать «борзыми щенками» — дешевыми энергоносителями. Сейчас же, с точки зрения Минска, партнер «кинул». Заманил в Таможенный союз — и коварно вывел энергоносители за его рамки. И если удорожание газа на пару десятков долларов белорусская сторона кое-как проглотила, то полновесная пошлина на черное золото — как мамонтовая кость в горле. Полный абзац здешнему нефтяному офшору. Тут уж впору подтягивать тяжелую артиллерию.
Да, так вот: изумительный парадокс белорусско-российских конфликтов в том, что это вам никакая не война цивилизаций, более того — дерутся истинные братья по оружию.
Даже «враги интеграции» не спорят, что именно в военной сфере она зашла дальше всего. Хотя и тут далеко не всё как на плац-параде. Лукашенко постоянно обижается, что россияне, фигурально выражаясь, заставляют платить за автомат, которым белорус должен их же защищать. Было дело — слупили деньги даже за полуразобранные С-300, которые «валялись под забором». А уж цацки поновее — С-400, «Искандеры» — и вовсе не выпросишь!
Но обиды обидами, а факт то, что в плане военно-стратегическом Минск и Москва скованы толстенной цепью. Российские генералы не представляют, как жить без белорусского щита. А белорусский вождь хоть и козыряет пиаровски мощью своей армии, но концептуально, конечно же, больше уповает на российский ядерный зонтик.
Для московских политологов стало общим местом говорить: вот погодите, проложит Россия трубы в обход — тогда Лукашенко особо не повыступает. Да, «Северный поток» и БТС-2 ослабят важность энерготранзита через Беларусь. Но как военно-стратегический плацдарм она для российских элит пока незаменима.
И дело не только в лоббизме генералов, которые, как известно, всегда готовятся к минувшей войне. Тут бери выше. «У России нет новой национальной идеи, — рассуждает минский военный аналитик Александр Алесин. — Для сплочения нации используется старый арсенал. По сути, ядром, как и прежде, является идея противостояния коварному Западу».
Вспомним: недавние учения братьев по оружию, на которые в Беларусь прилетал Медведев, назывались не как-нибудь, а «Запад-2009». И замысел этой виртуальной войнушки, как элементарно раскусили эксперты, заключался в прорыве на помощь блокадному Калининграду, обложенному, ясное дело, ордами НАТО.
К слову, отмечает Алесин, в случае потери Беларуси как союзника Россия в исторической перспективе рискует утратить и этот полуотрезанный ломоть — калининградский анклав. Случайно ли Минск надавил сейчас на больную мозоль, грозя впятеро поднять тариф на транзит электроэнергии туда?
У Лукашенко есть опыт битья по таким болевым точкам. Помните, как прошлогодний бойкот саммита ОДКБ и подвешивание вопроса о Коллективных силах оперативного реагирования заставили Москву быстренько свернуть претензии доктора Онищенко и впустить белорусские фуры с молоком?
Между прочим, Минск хоть и подписал в итоге соглашение о КСОР, но в реале отнюдь не спешит лезть в азиатское пекло. В прошлом году по этому поводу Лукашенко спросил без обиняков: «За что должны гибнуть мои ребята, если вдруг?». Таможенная пошлина на нефть для братьев по оружию — не лучший ответ Москвы на этот вопрос.
Да, кстати, и соглашение о единой региональной системе ПВО, вопреки реляциям ряда российских информационных ресурсов, что дело уже в шляпе, на ратификацию в белорусский парламент пока не поступало. Таким образом, документ висит в воздухе с февраля прошлого года. И, опять же, нефтяная война вряд ли станет катализатором ратификации.
А вообще война не последняя. Конфликтогенность — родовая травма «союзного государства». Нет худа без добра — через войны происходит постепенное выстраивание межгосударственных отношений без этих постсоветских псевдоинтеграционных финтифлюшек. «Псевдо-» — это не ради красного словца. Недавно минский аналитик Валерия Костюгова презентовала большой труд, в котором «союзное государство» трактуется как форма мягкой дезинтеграции.
По мнению Костюговой, таким образом происходит, с одной стороны, «относительно безболезненный демонтаж имперского комплекса», с другой «отстраивание иных форм регионального и межстранового взаимодействия, не подчиняющихся лучевому принципу Центр — Периферия».
Добавим: наглядный пример «отстраивания иных форм» — феноменальный прорыв авторитарного белорусского режима на европейскую арену, вхождение страны в «Восточное партнерство» ЕС. Что откровенно злит Москву.
Валерия Костюгова прогнозирует: «В ближайшие три-четыре года союзное государство еще будет функционировать в экономической сфере и пять-семь лет — в военной. Проект же Конституционного акта провалился, политической интеграции не будет».
Ну а в принципе, по мнению эксперта, союзное государство — это не общее будущее, а общее прошлое.
Другое дело, что расставание с ним будет долгим. Во-первых, Лукашенко, будьте уверены, до донышка выберет ресурс игры на великодержавных комплексах российских элит, и особенно в военной сфере. Во-вторых, нынешнее белорусское руководство ментально, идеологически само по уши в прошлом. В-третьих, какая бы власть ни правила бал в Минске, резкие движения по отношению к России — большой риск. Плавно, плавно, с обязательным поглаживанием российского медведя…
По мнению Александра Алесина, принципиально иная модель отношений возможна будет лишь тогда, когда Беларусь перестанет критически зависеть от российского рынка сбыта и поставки оттуда энергоносителей. Вот и прикиньте.
Короче, в промежутках между энергетическими, таможенными, торговыми и прочими войнами братья по оружию изведут еще не одну килотонну пороха на совместных маневрах. И Минск уже готов снова хлопнуть этим козырем.
В нефтяном конфликте близится тот момент, когда Беларусь станет хлопать о стол военно-политическими козырями. Если проблему не разрулят каким-то чудом в считанные дни...