Польско-белорусское ухабистое примирение. 21.by

Польско-белорусское ухабистое примирение

05.03.2010 15:47 — Новости Политики | ИноСМИ  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ИноСМИ

Польско-белорусское ухабистое примирение

 

Лукаш Кобэшко

26.02.2010

 

Эскалация конфликта между одним из осколков Союза поляков Беларуси и властями в Минске проверила на прочность деликатный процесс нормализации белорусско-польских отношений, который длится почти два с половиной года.

 

Состоявшиеся в четверг (25.02) переговоры между Президентом Беларуси Александром Лукашенко и главой польской дипломатии Радославом Сикорским в ходе торжеств приведения к присяге Виктора Януковича на должность Президента Украины, стали уже третьей в текущем году встречей на столь высоком уровне между белорусскими и польскими политиками. И если визит Вице-премьера (Польши, ред.) Вальдемара Павляка в Минск 14 января этого года концентрировался на укреплении экономических отношений и взаимного торгового обмена, то варшавские переговоры министров иностранных дел Радослава Сикорского и Сергея Мартынова, состоявшиеся 11 февраля с.г., касались интенсификации двустороннего политического диалога. Неоднозначным, однако, заслуживающим внимания элементом оживления двусторонних отношений, стал обмен письмами между президентами соседних стран, который начался с письма Леха Качиньского (Президент Польши, ред.) в адрес белорусского лидера 16 февраля с.г., ответ на которое из Миска в Варшаву пришел почти неделю спустя.

 

И если рискнуть и провести сравнение нынешнего этапа отношений между нашими странами с состоянием хотя бы даже несколько лет назад, то четко видно, что на линии Варшава-Минск наряду с сильными электрическими разрядами появился нормальный и очень нужный в отношениях между соседями «стандартный режим». То, смогут ли возникшие в последнее время напряженности вокруг группы Анжелики Борис разрушить эту субтильную нормализацию, зависит в настоящий момент в первую очередь от стратегии, избранной польскими властями.

 

В путах патернализма

 

Польша стала одним из первых европейских государств, которые признали независимость Беларуси. Это произошло 27 декабря 1991 г., т.е спустя четыре месяца после объявления Минском независимости. Несколько месяцев позже правовую основу дипломатических отношений двух стран сформировали положения «Договора о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве», подписанного 23 июня 1992 года министрами иностранных дел Кшиштофом Скубишевским и Петром Кравченко. Признание белорусского суверенитета стало тогда выражением более широкой тенденции, которой придерживалась польская дипломатия на восточном направлении. Тенденция эта предусматривала поддержку строительства независимых государств на постсоветском пространстве, чему сопутствовало сотрудничество с местными продемократическими силами, а в идеальном варианте – демонстрирующими желание сближения с политическими и экономическими структурами Запада.

 

Указанная выше идеологическая основа, построенная в основных национальных аналитических центрах и на страницах ведущих СМИ, столкнулась со сложной общественно-политической структурой стран бывшего СССР. Большая часть польских элит годами не могла (либо, скорее, не хотела) принять простую истину, что само понятие национального суверенитета по-разному представляется поляком и белорусом, и совсем иное значение может приобретать для жителей украинского Донбасса. В такой односторонней оценке менталитета наших восточных соседей обычно не было места для того факта, что большинство жителей молодого белорусского государства было крайне разочаровано трехлетним (1991-1994) периодом нахождения у власти в качестве главы государства председателя Верховного совета Республики Беларусь Станислава Шушкевича и Премьера Вячеслава Кебича. Недаром победа над последним пользующегося все большей и большей популярностью руководителя парламентской комиссии по вопросам борьбы с коррупцией Александра Лукашенко во всеобщих президентских выборах летом 1994 г. была спустя несколько лет названа одним из журналистов минского телеканала «белорусской формой оранжевой революции». Большинству записных сторонников «цветных революций» на постсоветском пространстве такое утверждение покажется искаженным, но с уверенностью можно сказать, что оно прекрасно иллюстрирует отличия в устремлениях большинства белорусов от их польской проекции.

 

Вскоре после избрания Александра Лукашенко на пост Президента контакты с Польшей заметно ослабли. Несмотря на это, до 1995 года Варшава и Минск подписали более 30 двусторонних договоров, касающихся главным образом экономического сотрудничества, а также научного и культурного обмена. Невзирая на наши специфические региональные интересы и аксиому внешней политики - необходимость поддержания как минимум нормальных отношений с соседями, отношения с Минском были заморожены. Белорусский лидер, пользующийся аутентичной поддержкой значительной части своего населения (я вновь допускаю «безбожные» для большинства наших наблюдателей заявления) стал прямо таки каноническим примером «публичного врага номер 1» для польских политиков и СМИ. В этой ситуации не вызывает удивления то, что последняя встреча глав соседних государств имела место весной 1996 года. А что еще более показательно, так это то, что переговоры в беловежских Вискулях, если сегодня и вспоминаются, так это главным образом из-за предполагаемых алкогольных эксцессов, главным героем которых стал тогдашний президент Польши.

 

В последующие годы, в результате открытия тогдашним главой польской дипломатии и председателем ОБСЕ Брониславом Геремеком наблюдательной миссии этой организации в Минске, белорусско-польские отношения опустились до одного из самых низших уровней из возможных. Замерло даже существовавшее в середине девяностых трансграничное сотрудничество в еврорегионах «Буг» и «Неман». В сообщениях высокотиражных СМИ начала представляться исключительно точка зрения белорусской оппозиции. На голубом экране, жизнь, начинающаяся за Тересполем, представлялась исключительно в контексте «непредсказуемых действий диктатора, который стремится к поглощению своей страны Россией» или «сатирических» репортажей, рассказывающих о посещении Лукашенко минского часового завода «Луч», автомобильного завода «МАЗ», или открытии очередных уборочных кампаний в т.н. агрогородках. Патернализм и чувство превосходства, бьющие ключом из родной журналистики относительно «погружённой в хаос и снедаемой недостатком рыночных» реформ  страны были просто поразительны. Времена, когда Адам Михник проводил обширное, в несколько газетных полос, интервью с Александером Лукашэнко на страницах «Газеты Выборчей» (на то время наиболее читаемая польская газета опубликовала интервью в 1995 году) казалось, безвозвратно  прошли.

 

Времена изменились

 

Миновало почти 10 лет, а «неразвивающаяся страна», тем не менее, не была поглощена  восточным соседом. Беларусь ловко балансирует между Москвой и Брюсселем, не отказываясь одновременно от активных отношений с развивающимися странами. До Минска можно доехать удобными автострадами или по железной дороге, а жители белорусской столицы имеют доступ к суперсовременной Национальной библиотеке, аналог которой напрасно искать в Варшаве или Кракове. Что еще более странно, уже в 2006 году белорусское руководство объявило об идущем сегодня на всех парах процессе приватизации нескольких сот наиболее крупных государственных предприятий. В том же году белорусские эксперты разработали долгосрочную стратегию развития страны на ближайшую пятилетку, в которой отмечена необходимость диверсификации источников и путей поставок энергоресурсов. Поздним летом 2008 года, накануне выборов нижней палаты белорусского Парламента, власти объявили амнистию для политзаключённых. Более того, после войны на Кавказе два года назад, Лукашенко не пошел на признание независимости Абхазии и Южной Осетии, а члены белорусского Правительства уже достаточное время поддерживают довольно хорошие отношения с Тбилиси и Киевом, что, учитывая скептическое отношение Минска к «цветным революциям», может казаться вообще непонятным. Прагматизм, однако, победил, и в последний год нахождения у власти Виктора Ющенко, президенты Украины и Беларуси несколько раз встретились и провели многочасовые переговоры в формате «один на один».

 

Первый заслуживающий внимания сигнал с пространства ЕС, касающийся возможности нормализации отношений с Беларусью, послан поздним летом 2008 года из Литвы. Тогдашний председатель литовского парламента Чесловас Юрсенас призвал политиков ЕС к серьёзному пересмотру действовавшей на тот период политики в отношении Минска. Маленький камень из Литвы породил лавину, которая по-настоящему развернулась в минувшем году. Тогда Минск посетили главы дипломатии многих стран ЕС - Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Словакии, Чехии и Италии. Сенсацией стал визит Александра Лукашенко в Ватикан в апреле прошлого года, а также встречи с Папой Римским Бенедиктом XVI и Премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, который посетил Минск с ответным визитом в конце ноября 2009 года. Очередным европейским политиком, который провел встречу с белорусским Президентом в своей стране (в сентябре прошлого года), стала Президент Литвы Далия Грибаускайте. Также осенью 2009 года руководители МИД Литвы Выгаудас Ушацкас и Италии Франко Фраттини направили в ЕС письмо, призывающее к дальнейшему втягиванию этой страны в политический диалог и экономическое сотрудничество.

 

Старые схемы

 

Когда в ЕС ещё звучали первые несмелые голоса менее известных экспертов, призывавших к смене стратегии в отношении Беларуси, Польша оставалась в явном арьергарде подобных инициатив. Летом 2005 года, после раскола Союза поляков в Беларуси на две конкурирующие группы – лояльную властям республики под руководством Юзефа Лучника и оппозиционную, во главе которой встала Анжелика Борис, Варшава отозвала посла из Минска, и лишь в первой половине 2006 года на этот пост был назначен нынешний дипломатический представитель Польши Генрик Литвин. В отношении членов легального с точки зрения белорусского законодательства Союза Ю.Лучника, которые выступали за сотрудничество с Минском, введен абсурдный запрет  въезда на территорию Польши.

 

Незадолго до отставки предыдущего правительства, один из коммерческих центральных польских телеканалов в качестве «сенсационного и скандального» назвал факт участия нескольких чиновников польских министерств низшего ранга в дипломатическом приёме, организованном посольством Беларуси в Варшаве по случаю национального праздника этой страны. В период, когда во главе правительства  стоял Казимеж Марцинкевич и Ярослав Качиньски, польско-белорусские отношения фактически были полностью заморожены. Наряду с этим, в период деятельности предыдущего правительства, со стороны белорусской дипломатии проявилась повышенная активность по организации встреч на министерском уровне. Предпринятые усилия, главную роль в продвижении которых играл бывший посол Беларуси в Польше Павел Латушко, концентрировались главным образом на установлении диалога и сотрудничества экономических ведомств. Такие контакты не вышли, однако, за рамки встреч на низком уровне (чаще всего на уровне заместителей директоров департаментов отдельных министерств). Похожий регресс касался контактов на линии руководителей МИД, которые в 2004 - 2008 годах не встретились ни разу.

 

Шанс на открытие новой главы

 

Смена правящих кругов в Варшаве осенью 2007 года вызвала позитивные оценки властей в Минске. 10 ноября 2007 года, т.е. на следующий день после назначения Дональда Туска на пост Премьера, публицистка Нина Романова из главной проправительственной газеты «Советская Белоруссия - Беларусь Сегодня» с явным удовлетворением приветствовала политические перемены в Варшаве. Правда, основная часть статьи концентрировалась вокруг возможностей улучшения польско-российских отношений, но по общему тону публикации можно было сделать вывод, что кабинет коалиции Гражданская Платформа – Польская крестьянская партия и новый глава польской дипломатии Радослав Сикорски могут рассчитывать на намного большую симпатию администрации Президента Александра Лукашенко, чем предыдущие кабинеты министров.

 

14 января 2008 года польский МИД сообщил, что министр Сикорски принял посла Республики Беларусь Павла Латушко. Во время встречи были затронуты вопросы двусторонних отношений, а также сотрудничества Беларусь - ЕС. Дипломаты заявили о необходимости продолжения экономического, культурного и трансграничного сотрудничества, также взаимодействия в вопросах охраны окружающей среды. Обсуждены перспективы заключения двустороннего договора о малом приграничном движении и принято решение о создании смешанных рабочих комиссий по вопросам  экономики, культуры, а также истории. Важной декларацией, которая прозвучала из уст главы МИД Польши, стало желание улучшения качества двусторонних отношений. Согласно заявлениям Сикорского, это улучшение должно зависеть от «возвращения взаимного доверия», ключевым элементом чего стала политика Минска в отношении польского меньшинства в Беларуси. Пресс-релизы МИД и посольства Беларуси в Варшаве не упоминали, однако, о вещающем из Варшавы оппозиционном белорусско-язычном спутниковом канале «Белсат», который начал свою деятельность в декабре 2007 года и мог стать новым потенциальным раздражителем между двумя странами.

 

Прямым следствием этой перемены стал визит вице-премьера Беларуси Андрея Кобякова в Польшу 10 - 11 сентября 2008 года. Белорусский политик встретился с Вице-премьером, Министром экономики Вальдемаром Павляком, Премьер-министром Дональдом Туском, а также принял участие в XVIII Международном Экономическом Форуме в Крынице. Кобяков проинформировал польских партнёров о воплощаемой в жизнь программе приватизации 300 крупнейших белорусских государственных предприятий и сообщил, что Минск с открытыми объятьями ждёт инвесторов из ЕС.

Венцом перелома в польско-белорусских отношениях стал рабочий визит Радослава Сикорского в Беларусь 12 сентября 2008 года, где в беловежских Вискулях он встретился со своим коллегой Сергеем Мартыновым. Это были первые переговоры глав дипломатии обоих государств с 2004 года. Стороны отметили значительный прогресс в двусторонних отношениях за минувшее полугодие. Дипломаты обсудили также проблемы, связанные с безопасностью границ, обеспечением транзита сырья в Польшу, сотрудничеством в энергетических проектах, а также участием польских фирм в приватизации белорусского государственного сектора. Комментируя встречу, Р.Сикорски заметил, что по его оценке, степень политических репрессий в отношении оппозиции была снижена практически до нуля, страна экономически развивается, а власти делают довольно много для свободного развития предпринимательской активности граждан и возможности осуществления ими частной хозяйственной деятельности.

 

Следующие польско-белорусские переговоры состоялись 13 ноября 2008 года в Минске. Замминистра иностранных дел Польши Ян Борковски уверил своих белорусских коллег, что Польша будет поддерживать усилия Беларуси по нормализации отношений с ЕС. По результатам встречи, которая продлилась более двух часов, сообщено о заинтересованности в интенсификации экономических отношений и политических контактов.

 

С этой точки зрения 2009 год, на который выпало максимальное оживление белорусской дипломатии в ЕС, в случае польско-белорусских отношений стал некоторым регрессом. К счастью диалог на политическом уровне все же поддерживался. В феврале прошлого года Минск посетил Вице-премьер, Министр экономики Вальдемар Павляк, который развил темы польско-белорусского экономического сотрудничества, предварительно намеченные за несколько месяцев до этого Сикорским и Мартыновым, с главой белорусского Правительства Сергеем Сидорским. Летом этого же года в Минске находилась польская делегация под руководством главы Канцелярии Председателя Совета Министров Польши Томаша Арабского.

 

Представляется, что можно выделить три направления стратегической политики в отношении Беларуси среди подходов польских политических центров. Большая часть политиков Польской крестьянской партии во главе с Вице-премьером Павляком выступает за значительную активизацию двусторонних отношений с выстраиванием их на основе, прежде всего, прагматического экономического сотрудничества, в особенности в сфере энергетики, транспорта (в т.ч. создания европейских транспортных коридоров, соединяющих Центральную Европу и Южную Украину со Скандинавией), а также сельского хозяйства. Позицию доброжелательной дипломатической осторожности,  склоняющейся, однако, к устранению разногласий, представляют Радослав Сикорски и МИД. Вместе с тем, большая группа политиков Гражданской платформы и Президентский Дворец сохраняют негативное отношение к вопросу сближения, что особенно проявилось в последних событиях вокруг группы Анжелики Борис.

 

Тяжёлое испытание

 

Наконец мы подошли к проблеме непризнаваемой властями в Минске фракции Союза поляков в Беларуси, который с момента раскола в самой крупной белорусской полонийной организации в 2005 году играет роль элемента коррозии в отношениях Польши и Беларуси. Какие следовало бы, по моему мнению, поднять шаги, чтобы эта проблема не уничтожила рождающийся в довольно больших муках и очень уязвимый процесс нормализации отношений между соседями? Ответ будет состоять и двух частей. Во-первых: диалогу с Минском нет альтернативы - встречи Павляка и Сикорского с белорусским руководством, таким образом, являются шагами в правильном направлении. Остается сожалеть, что во время торжественного приведения к присяге Януковича, в киевских кулуарах не удалось организовать прямой встречи Качиньского с белорусским лидером, благодаря почему нынешний президент Польши запомнился бы в истории как глава государства, который перервал продолжающуюся уже 14 лет изоляцию Александра Лукашенко в контактах с польскими президентами.

 

Во-вторых, в конфликте между группой Анжелики Борис и администрацией в Минске Польша должна уважать суверенитет Беларуси и общепринятые нормы  международных отношений. Поляки представляют одну из ста групп национальных меньшинств, населяющих нашу восточную соседку. Необходимо искренне признаться в том, что за более чем десятилетний период правления так называемой  «диктатуры» Лукашенко, ни у одного поляка в Беларуси, как говориться в поговорке, не упал волос с головы. Минск не отказывается от следов польского культурного и духовного наследия, которое остается одним из существенных компонентов современного белорусского самосознания. В проправительственных СМИ и белорусских издательствах можно часто встретить материалы о Адаме Мицкевиче, Наполеоне Орде, или о истории Великого Княжества Литовского.

 

Варшава, в соответствии с основами классической дипломатии, должна руководствоваться принципом невмешательства во внутренние дела соседа, а в особенности – в действующее там законодательство. Сторонники группы Анжелики Борис являются не гражданами Польши, а Республики Беларусь и в этом смысле должны проявлять лояльность в отношении государства, жителями которого они являются. Это основное правило касается ведь всех этнических меньшинств в Европе – например, словацких венгров, албанцев, живущих в греческом Эпире, или немцев Ополья. Давайте дадим волю воображению и встанем на место белорусских властей. Разве политиков в Варшаве не лишала бы сна выделившаяся группа, раскалывающая организацию немецкого или украинского меньшинства и демонстрирующая на внутреннем (а что главное – также на внешнем) форуме враждебное отношение к легальным властям Польши?

 

Польские центры, формирующие общественное мнение, должны понять, что не все проживающие в Беларуси поляки поддерживают тамошнюю оппозицию, и это не делает их автоматически «худшими». С точки зрения нашей дипломатии, однозначно самым лучшим вариантом было бы существование одного Союза поляков в Беларуси, который был бы надежным и предсказуемым партнёром для Варшавы, равно как и для Минска. Исходя из этого, группа А.Борис не располагает монополией на подтверждение польскости для поляков Беларуси. Власти Польши должны как можно скорее отменить болезненный и несправедливый запрет на въезд в страну для членов легального в свете белорусского законодательства СПБ, руководимого в настоящее время Станиславом Семашко, а группу, не признаваемую Минском, побуждать к объединению, либо, если это окажется невозможным, - к возобновлению уставной деятельности в соответствии с белорусским законодательством. Однако приемлемость такой перспективы для самой Анжелики Борис и большинства представителей польских элит, кажется, к сожалению, сомнительной. Как бы то ни было, судьба нормализации польско-белорусских отношений не может зависеть от «раскрученной» в СМИ группы, которая не пользуется поддержкой большинства проживающих в Беларуси поляков, которые не являются членами ни СПБ Анжелики Борис, ни СПБ Станислава Семашко.

 

Беларусь, в отличие от большинства стран постсоветского пространства избежала больших национальных и религиозных конфликтов. Александр Лукашенко на протяжении многих лет старается поддерживать очень хорошие отношения с главой католического костёла в Беларуси, кардиналом Казимежом Свёнтеком. По мнению многочисленных европейских экспертов, отношения в национальной сфере у восточного соседа Польши относятся к числу сильных сторон существующей там политической системы. В Беларуси испокон веков проживают россияне, азербайджанцы, узбеки, украинцы, поляки, евреи, немцы, представители балтийских народов, или, к примеру, казахи. Удивительно, но с приходом к власти Александра Лукашенко как-то не наступил их массовый исход. Польше не следует во имя игры вокруг непризнаваемой Минском части СПБ дестабилизировать внутриполитическую ситуацию нашего соседа, который открыт для сотрудничества с Европой, а стоит спасти процесс добрососедского примирения.

 

 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эскалация конфликта между одним из осколков Союза поляков Беларуси и властями в Минске проверила на прочность деликатный процесс нормализации белорусско-польских отношений, который длится почти два с половиной года.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика