"Огонек" продолжает следить за войной между силовыми структурами в Белоруссии. Хотя это уже не столько позиционная война, сколько зачистка конкурентов КГБ.
В конце февраля белорусский суд вынес приговор по так называемому охотничьему делу, главными фигурантами которого стали высокие милицейские чины ("Огонек" подробно описал эту историю в N 8, см. "Время молодых волков".) Казалось, что поставлена точка в двухлетней войне между МВД и КГБ, из которой чекисты вышли безусловными победителями. Однако аппетит приходит во время битвы. И на прошлой неделе пришло известие о том, что КГБ арестовал старшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Светлану Байкову, которая считалась кристально честной и вела в Генеральной прокуратуре самые серьезные дела, в частности, руководила следствием по исчезновению бывшего главы МВД.
Теперь "закрыли" саму Байкову. Следственные действия проводятся со всеми членами ее группы, а это около 20 ведущих прокуроров и следователей МВД. В любой момент любой из следователей этой группы может оказаться за решеткой. Правда, неожиданно группу Байковой возглавил лично генеральный прокурор Белоруссии Василевич, тем самым на время прикрыв сотрудников от репрессий.
"На время" — это не фигура речи, а отражение реальной ситуации в Белоруссии. Информированные источники в силовых структурах убеждены: дело Байковой — только начало, вслед за зачисткой рядов милиции КГБ проведет чистку и в прокуратуре. Лучшего способа похоронить неприятные для чекистов уголовные дела трудно придумать.
Буквально накануне ареста Светлана Байкова искала встречи с журналистами и говорила, что над ней сгущаются тучи. Совет безопасности, который фактически подчинен Виктору Лукашенко, сыну президента страны, инициировал проверку прошедших через суд четырех коррупционных дел, два из которых расследовала Светлана. Группа экспертов в ударные сроки (всего за несколько недель) "проанализировала" многотомные дела с десятками обвиняемых и сотнями свидетелей и сделала вывод "о многочисленных нарушениях действующего законодательства". Отчет лег на стол президента, который наложил резолюцию для генпрокурора Григория Василевича и председателя Верховного суда Валентина Сукало: "Приговоры отменить, следователей и гособвинителей наказать". По крайней мере, так рассказывают прокуроры. Каким-то образом Василевичу и Сукало удалось отбиться от этого приказа. Но в конце декабря 2009 года была создана комиссия Совбеза, которой поручили проверить все дела, которые вела Байкова (из 20 членов комиссии большинство — офицеры КГБ). Комиссии поручили все изучить до 1 мая 2010 года, но почему-то Светлану арестовали, не дожидаясь выводов экспертов. Что же за расследование она вела?
На границе тучи ходят хмуро
Примерно два года назад МВД занялось расследованием уголовного дела о контрабанде через западную границу Белоруссии мебели и других товаров. Белорусское дело выросло из масштабного расследования фактов контрабанды мебели для российского получателя — магазина "Три кита". Дело это, кстати, в России до сих пор не завершено, и стоило оно не только генеральских погон и министерских кресел многим российским силовикам, но и жизни нескольким следователям и оперативникам, занимавшимся расследованием.
Откуда в Россию везут контрабанду? Есть граница с Китаем, есть окошко с Финляндией, открыты просторы российско-украинской границы и вовсе нет границы с Белоруссией. И очень часто именно этот маршрут оказывается наиболее дешевым и красивым: стоит завезти товар в Белоруссию и поменять наклейки или перепаковать, дальше он может идти уже как белорусский, без всяких пошлин.
Честно признаться, контрабанда — любимое занятие многих жителей Брестской и Гродненской областей. Бесконечные уголовные дела против таможенников уже никого не удивляют. Граждане, которые набивают карманы сигаретами или заливают в любые емкости водку и бензин, пытаясь выехать в Польшу ради небольшого заработка, у всех вызывают сочувствие. Есть множество мелких контрабандистов, которые из Польши под заказ вам перевезут холодильник или стиральную машину в разобранном виде, с тем чтобы потом в Бресте собрать вновь и доставить прямо на дом хоть в Минск, хоть в Москву. Но МВД зацепило крупную рыбу. Специально создали сводную бригаду из следователей МВД и Генеральной прокуратуры. Следственная группа под руководством Светланы Байковой расследовала уголовное дело в отношении действовавшей на территории Брестской области преступной группы, которая занималась контрабандой через границу в промышленных масштабах.
Предварительный ущерб следователи насчитали на сотни миллионов долларов. По поддельным документам на малоценные грузы ввозились дорогостоящая мебель, бытовая и электронная техника. При этом грузы распределялись не столько в Белоруссии, сколько следовали транзитом в Россию.
Без прикрытия КГБ и пограничной службы такой бизнес организовать было бы невозможно. Установлено, что участники преступной организации систематически передавали в УКГБ по Брестской области информацию о номерах и других реквизитах автомашин, которые должны проехать без контроля через границу. Из КГБ ориентировка поступала в таможню "Западный Буг" и в Государственный таможенный комитет. В результате "зеленые коридоры" функционировали четко.
Объемы контрабанды и количество вовлеченных в преступную организацию лиц поразили даже многоопытную Байкову. Бывший министр внутренних дел Владимир Наумов активно поддерживал расследование, требуя объективно разобраться и наказать преступников, невзирая на занимаемые ими должности. В группу по расследованию этого резонансного дела были включены ведущие оперативные сотрудники МВД.
Приведем только список руководителей КГБ, проходивших в уголовном деле как люди, которые знали или могли знать о контрабанде, но по каким-то причинам закрывали на это глаза: бывший председатель КГБ Степан Сухоренко, заместитель председателя КГБ Зарецкий, заместитель начальника УКГБ (позже директор ДФР КГК) Громович, начальник следственного управления КГБ Михолап, начальник УКГБ по Брестской области Аксючиц, заместитель начальника УКГБ Резников, начальник следственного отдела УКГБ Веремеев, начальник 3-го отдела УКГБ Петрукович и его заместитель Дрозд, начальник 9-го отдела УКГБ Веремко, сотрудник управления военной контрразведки КГБ РБ Мартинчик, сотрудники УКГБ, занимавшие руководящие посты в таможне "Западный Буг", и многие другие. Это уже не рядовые таможенники-взяточники, которых устали сажать. Многие офицеры из этого списка были арестованы, кто-то сбежал из страны. Нити вели в Минск, в Совет безопасности и к высокопоставленным генералам.
Где тонко, там и рвется
Но нити, похоже, больше никуда не приведут. Год назад министр Наумов ушел в отставку, МВД вышло, по сути, из игры. Тех, кого следователь Байкова привлекала к уголовной ответственности или арестовала, постепенно начали в конце 2009 года выпускать на свободу. Байкова не сдавалась, настойчиво возвращаясь к вопросу о правовой оценке действий главных обвиняемых. В итоге проблему решили радикально, арестовав саму Светлану как главный источник неприятностей.
Кто так решил? Для людей, знакомых с ситуацией в Белоруссии, это вопрос риторический. На самом деле сейчас в Белоруссии всем заправляют не просто чекисты, сотрудники КГБ. Всю мощь в своих руках сосредоточили пограничники, которым всегда благоволил Александр Лукашенко. Он любит рассказывать, как сам был пограничником. Как старшего сына Виктора отправил служить в пограничные войска. Виктор-пограничник и его бывшие сослуживцы теперь и занимают ключевые посты в силовых структурах. Поэтому и отец, и сын особенно нервно реагируют на любые дела, связанные с границей и контрабандой. И мало кто сомневается — причину суровой опалы, которая постигла бесстрашного следователя Байкову, надо искать именно здесь.
Светлану пытаются обвинить в совершении должностных преступлений при принятии отдельных процессуальных решений, но абсурдность таких обвинений налицо, ведь эти решения до сих пор имеют юридическую силу и даже формально не отменены, так как оснований для этого нет. В этом случае вывод КГБ об их незаконности явно умозрителен и как минимум преждевременен, при таких обстоятельствах оснований для привлечения к ответственности следователя, тем более его ареста, также нет. На чем же тогда строит свое обвинение КГБ и на каком основании этот поднадзорный в рамках уголовного процесса орган дает оценку процессуальным решениям должностных лиц других силовых ведомств?
"Учитывая объем и значимость информации, которой располагает Светлана Анатольевна, в СИЗО КГБ ее жизнь находится в опасности,— уверен сбежавший из Белоруссии капитан милиции Вячеслав Дудкин. Он работал по многим громким делам как ближайший помощник министра Наумова. Он же готовил все справки за подписью министра, ложившиеся на стол президента Лукашенко.— Убежден, что беспрецедентное преследование и арест ведущего следователя Генпрокуратуры по коррупционным делам Светланы Байковой является очередным звеном цепочки противоправных действий спецслужб под предлогом "обеспечения национальной безопасности". Лично работая с ней, я знаю Светлану как профессионала высокого класса и глубоко порядочного человека, а смелости и мужеству этой хрупкой женщины должны позавидовать многие нынешние и прежние руководители правоохранительных органов Беларуси".
Вячеслав Дудкин сам находится в розыске — следователи КГБ охотятся за ним как за носителем опасной для них информации. После ареста Байковой он ограничил контакты, по сути, залег на дно. Бояться есть чего: "В последнее время Комитетом госбезопасности инициирован ряд уголовных процессов, которые по своему цинизму, лживости и абсурдности обвинений находятся где-то между средневековыми охотами на ведьм и сталинскими репрессиями 30-х годов,— говорит капитан Дудкин.— Работа белорусских спецслужб извращена до предела и выродилась в опричнину. Доносы, клевета, интриги, беззаконие и произвол возведены в ранг официальной политики, правоохранительные органы втиснуты в путаные лабиринты грязных дворцовых интриг..."
Молодой капитан милиции еще недавно был поклонником президента Лукашенко и "жестким государственником". Теперь вот — ярый оппозиционер. В этом нет конъюнктурщины, это естественная реакция людей, у которых на глазах рушатся идеалы и исчезает вера в то, чему так истово поклонялись. После ареста Светланы Байковой в белорусских газетах, даже официальных, появилось много эмоциональных комментариев об оборотнях в погонах, о прогнившей власти и коррупции в Белоруссии. Идет большая утечка информации из силовых структур. Такого прежде не было, но сегодня такого не может не быть — никто не чувствует себя в безопасности.