Администрации президентов России и Белоруссии готовят встречу Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко. Официальный Минск заявляет, что его принципиальное требование к российской стороне – конкретность, предметность и содержательность разговора.
Накануне глава администрации Лукашенко Владимир Макей посетил Москву, где встретился со своим российским коллегой Сергеем Нарышкиным. «В открытой и доверительной форме» они обсудили «проблемные аспекты белорусско-российских отношений, перспективы активизации двустороннего сотрудничества по всем направлениям», – сообщили в администрации белорусского президента. Напомним, что о встрече Лукашенко и Медведев договорились 29 марта во время своего телефонного разговора. Пресс-служба главы Белоруссии сообщила, что она состоится скоро, но дата встречи пока не называется.
Еще вчера Россия и Белоруссия строили Союзное государство, сегодня создают Таможенный союз, поэтому говорить президентам есть о чем. Однако чем глубже интеграция, тем больше проблем возникает между союзницами. «Если с Казахстаном у России проблем нет, то с Беларусью такие проблемы есть», – признался недавно глава Счетной палаты России Сергей Степашин, говоря о том, как идет создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Проблем там много. По информации источников «НГ», близких к переговорам, затормозилась даже подготовка тех соглашений, которые были уже «на выходе». Касаются они фитосанитарных и ветеринарных условий ввоза продукции и ее передвижения по территории Таможенного союза. Как и следовало ожидать, белорусская сторона возлагает вину за происходящее на россиян, меняющих своих переговорщиков, россияне на белорусов – за их несговорчивость.
Однако президенты будут говорить о другом. Самая проблемная позиция – условия поставки российской нефти в Белоруссию. Международный валютный фонд недавно оценил «нефтяные» потери Белоруссии в 2 млрд. долл. и в связи с этим снизил ожидаемый прогноз экономического роста страны с 3,8 до 2,4%.
Правительство Белоруссии, правда, установило для себя прогноз 11–12%, однако невыполнение планов его не смущает – на 2009 год тоже был установлен прогноз в размере 11–12%, а по факту получилось 0,2%. Однако то, что проблемы с поставками нефти повлияют на темпы экономического роста, не отрицает никто.
Накануне очередных переговоров Лукашенко настаивает на конкретности, предметности и содержательности, так как после своей поездки в Венесуэлу и Бразилию чувствует, что его позиции усилились. Уже в мае в Белоруссию придет первая партия венесуэльской нефти, пока в размере 80 тыс. тонн. На ней будет просто отрабатываться технология доставки. Одновременно с этим белорусские НПЗ корректируют свою технологию под переработку венесуэльской нефти, а на межправительственном уровне прорабатывается возможность доставки нефти по нефтепроводу Одесса–Броды. Предполагается, что в этом году из Венесуэлы будет доставлено 4 млн. тонн нефти, а в следующем и все 10. Государственные эксперты и официально, и неофициально подтверждают, что нефтяное сотрудничество с Венесуэлой экономически выгодно, но подробности не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако эксперты все равно сомневаются в том, что Белоруссия сможет получить доходы, сопоставимые с теми, что давала переработка российской нефти. Иначе зачем тогда вообще оглядываться на Россию, подавать на нее в суд. Как ранее писала «НГ», Белоруссия обвиняет Россию в том, что, вводя таможенные пошлины на нефть, та нарушает ранее достигнутые договоренности по условиям формирования Таможенного союза.
У экспертов есть и еще одна версия относительно возможного содержания переговоров Медведева и Лукашенко. Вспоминая заявления белорусского президента о том, что Таможенный союз с изъятиями и ограничениями никому не нужен и исходя из того, что нефтяную проблему он уже решил, Александр Лукашенко может отказаться от участия в Таможенном союзе. Если, конечно, Дмитрий Медведев не окажется достаточно «конкретным, предметным и содержательным».