В последние дни ведущей темой международных отношений стали вопросы ядерного разоружения. 7 апреля президент США Барак Обама объявил о введении в действие новой версии соответствующей американской доктрины, а на следующий день он со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым подписал в Праге Договор о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ). Конечно, сейчас к таким делам Беларусь прямого отношения не имеет, однако еще сравнительно недавно она участвовала в них самым непосредственным образом.
Напомним, что в момент распада Советского Союза на территории Беларуси — под Лидой, Мозырем и Поставами — размещались девять полков ракетных войск стратегического назначения (81 пусковая установка). По словам Станислава Шушкевича, первого лидера независимой Беларуси, он поднял вопрос об обязательном выводе ядерных ракет с территории страны без каких бы то ни было условий и компенсаций еще во время исторической встречи в Вискулях в декабре 1991 года. И уже через год ведущие ядерные державы подписали в Лиссабоне с Беларусью соответствующие соглашения.
Годом позже в Россию были выведены тактические средства. Принятая в марте 1994 года новая конституция страны закрепила ее безъядерный статус. А в декабре, во время саммита Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Будапеште, был подписан давно готовившийся Меморандум о гарантиях безопасности.
Согласно этому документу, Великобритания, Российская Федерация и Соединенные Штаты гарантировали Беларуси как государству, отказавшемуся от имевшегося на его территории ядерного оружия, что они:
- будут добиваться неотложных решений Совета безопасности ООН по оказанию помощи Республике Беларусь как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, которое не владеет ядерным оружием, в случае, если страна станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия;
- не будут применять ядерное оружие против нее как против любого государства-участника того же договора, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, которое действует вместе с государством, владеющим ядерным оружием, или связано с ним союзным соглашением.
Кроме того, было гарантировано сохранение суверенитета и территориальной целостности Беларуси.
Надо сказать, что после прихода к власти Александра Лукашенко новое белорусское руководство полностью и своевременно выполнило данные его предшественниками обещания: вывод стратегических вооружений был завершен в соответствии с графиком — 27 ноября 1996 года.
Вместе с тем, его отношение к данной проблеме было не вполне однозначным. Временами, особенно в периоды обострения отношений с Западом, высказывалось откровенное сожаление: мол, поспешили вывести ядерный арсенал. Зато в иных ситуациях то же самое обстоятельство служило козырем, символом миролюбия и доброй воли.
Скорее всего, на нынешней встрече лидеров России и США в Праге о вкладе Беларуси в ядерное разоружение не вспоминали. Впрочем, это, вероятно, как раз тот случай, когда отсутствие упоминания о стране является хорошей новостью.
Дело в том, что новая американская ядерная доктрина содержит положение, согласно которому США отказываются от применения ядерного оружия против стран, соблюдающих договор о его нераспространении, а также не ведущих разработку новых ядерных боеприпасов. Однако некоторые страны, такие как Иран и Северная Корея, вызывают в этом плане у Вашингтона вопросы. Так что упоминание какой-либо страны в обсуждавшемся контексте вряд ли свидетельствовало о ее позитивном имидже.
Итак, согласно ДСНВ, который будет действовать до 2020 года, каждая из сторон должна снизить количество ядерных боезарядов до 1 550 (это на 74% ниже лимита, установленного предыдущим соглашением), а количество носителей не должно превышать 800, при этом число оперативно развернутых носителей ограничивается 700 единицами. Правда, по оценке экспертов, при этом России практически ничего сокращать не придется, а сокращения США будут незначительными — 100-200 ядерных боезарядов и примерно столько же ракет.
Таким образом, говорить о некоем кардинальном изменении ситуации не приходится, по сути, произошла просто юридическая фиксация существующего положения.
Соответственно, и для Беларуси это не несет практически ничего нового. То же касается и последствий принятия упомянутой стратегии США, равно как и утвержденной всего два месяца назад российской военной доктрины. Вопреки первоначальным заявлениям некоторых представителей Москвы, говоривших о возможности использовании ядерного оружия не только в крупномасштабной, но и в региональной и даже в локальной войне, доктрина фактически ничем не отличается от американской.
В принципе, опасения может вызывать лишь такое развитие событий, о котором предупредил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, Москва оставляет за собой право выхода из ДСНВ, если сочтет создаваемую американцами систему ПРО угрозой для своей безопасности.
Причем в этом случае беспокойство будет вызывать не возможное наращивание Россией своего ядерного потенциала, а ее иные ответные меры. Скажем, попытки возвратить на территорию Беларуси тактическое ядерное оружие, если элементы системы ПРО будут все-таки размещены в Польше, а не в Болгарии и Румынии, как это планируется сейчас.
Кстати, в декабре прошлого года в российских СМИ прошла информация о возможном выдвижении с подобной целью межконтинентальных мобильных ракетных комплексов «Тополь».
Хотя пока такая опасность является гипотетической, для ее полного исключения следует строго соблюдать конституционное положение о нейтралитете Беларуси.
Тем более что в конце прошлого года в России был принят закон «Об обороне». В нем к задачам вооруженных сил добавили «защиту интересов и граждан РФ на чужой территории». Не вызывает сомнений, что наиболее вероятным полем применения закона является постсоветское пространство.
После российско-грузинской войны это действительно может беспокоить. Что же касается ядерных аспектов безопасности, то если официальный Минск не наделает больших глупостей, Беларусь эти проблемы едва ли затронут.