Вчера в этом польском городке состоялся неформальный саммит министров иностранных дел «Восточного партнерства». Сергей Мартынов, его коллеги из 32 стран и комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле обсуждали «практическое осуществление партнерства».
Напомню, программа стартовала в мае 2009–го в Праге. Инициаторами выступили Польша и Швеция. «Восточное партнерство» предполагает сближение стран Евросоюза с Беларусью, Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией и Грузией. Создание зоны свободной торговли, упрощение визового режима, совместные инфраструктурные проекты... Насколько мы приблизились к этим целям?
Первые полосы польских газет, которые я пролистывал вчера утром, были посвящены подъему воды в Висле. Наводнение в Варшаве и на юге страны — тема номер один у соседей. Коллеги–поляки шутят: перед тем как отправляться в столицу, нужно захватить плавки. В Сопоте в этом отношении благополучие. На севере бурные потоки Вислы впадают в Балтийское море. Правда, погода для мая прохладная. Журналистки из Азербайджана и Грузии поеживались на ветру. Недостаток солнца, впрочем, компенсировался теплым приемом хозяев саммита.
А интересующую меня информацию о встрече в Сопоте я нашел в свежем номере Gazeta Wyborcza. Влиятельное польское издание в рубрике «Мир» опубликовало интервью с Сергеем Мартыновым. В заголовок вынесена цитата «Беларусь — это часть Европы». Министр напомнил, что наша страна — одна из наиболее энергичных сторонников «Восточного партнерства». Модернизация пограничной инфраструктуры, повышение эффективности таможенного обслуживания, совместные проекты в энергетике, внедрение новейших технологий... Беларусь за активное сотрудничество с ЕС в этих и других сферах. Однако цитирую: «Сейчас нас несколько разочаровывает медленная реализация программы. Нехватка конкретики уменьшает ценность этой инициативы в глазах общества».
Сергей Мартынов также ответил на вопрос польского издания о возможностях интеграции Беларуси с Евросоюзом: «Вхождение в ЕС пока не является для нас целью, мы планируем постепенное сближение. Это один из наших главных приоритетов».
«Очень интересный материал», — делился впечатлениями собственный корреспондент испанского информагентства ЕFE в Польше. Испания, напомню, сейчас председательствует в ЕС. Запланированную встречу Сергея Мартынова с министром Мигелем Анхелом Моратиносом мы с испанским коллегой ждали с одинаковым интересом...
А тем временем журналистам представилась возможность пообщаться с главой МИДа Польши Радославом Сикорским. Когда же въезд в Шенгенскую зону станет безвизовым? Этот вопрос был самым популярным. Его в разной интерпретации задавали журналисты из Беларуси, Азербайджана, Грузии. Г–н Сикорский известен как сторонник либерализации визового режима. Впрочем, в этом вопросе необходим консенсус на уровне всех стран ЕС. По словам Радослава Сикорского, требуется «и политическая воля, и выполнение ряда технических процедур». Это, надо понимать, касается как стран–партнеров, так и государств Евросоюза.
Я поинтересовался у министра перспективами зоны свободной торговли между Беларусью и ЕС. Сегодня, продавая свою продукцию в Евросоюз, наша страна платит значительные пошлины. А по некоторым позициям, например, молочная продукция, тарифы сопоставимы с ценой товара. Это делает экспорт в ЕС нерентабельным. Почему бы не снять таможенные барьеры? Во взаимных интересах.
По мнению г–на Сикорского, Беларуси предстоит выбирать между Таможенным союзом с Россией и Казахстаном и зоной свободной торговли с ЕС. Поскольку присутствие в обоих образованиях, по словам министра, «юридически невозможно». Ведь Россия отказалась участвовать в «Восточном партнерстве». А потому Таможенный союз не может присоединиться к зоне свободной торговли.
Впрочем, в Минске на ситуацию смотрят несколько иначе. Пресс–секретарь МИДа Андрей Савиных на днях заявил, что Беларусь за то, чтобы включить в Группу друзей «Восточного партнерства» Россию и Казахстан. Расширение экономической интеграции, пожалуй, было бы интересно для производителей и инвесторов как на Востоке, так и на Западе. И, конечно же, именно такая перспектива соответствует национальным интересам нашей страны. Беларусь, расположенная между Западом и Востоком, не ставит вопрос в плоскости «или–или». Мы за равноправные партнерские отношения и с ЕС, и с Россией.