Причины тихого развода с профсоюзом РЭП раскрывает лидер незарегистрированного профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) Александр Бухвостов.
Около шести лет мирного сосуществования профсоюзов РЭП и АСМ под одной крышей - РЭП (АМ) закончились разводом. Хотя казалось, что идиллия будет вечной: несколько последних лет Геннадий Федынич и Александр Бухвостов сопредседательствовали в профсоюзе РЭП (АМ), вместе приняли нелегкое решение вступить в ряды Белорусского Конгресса демократических профсоюзов, вместе многое пережили. Но конфликт назревал, и, как оказалось, назревал давно. В преддверии 8-го съезда РЭП (АМ) гром грянул…
Александр Бухвостов раскрыл "Белорусскому партизану" истинные причины такого демарша.
- Мы продолжительное время работали в одной связке. И работали бы дольше, если бы не проявилось стремление моего партнера отстраниться от настоящей профсоюзной работы и заняться игрой в профсоюз.
Оно проявилось достаточно давно. Мы не выносили сор из избы, долго и принципиально спорили. В итоге я и мои товарищи, среди которых известные в рабочей среде лидеры профсоюзного движения Александр Евдокимчик, Владимир Лазовский, Галина Лисицына, Александр Корыткин и другие уважаемые люди, отказались от участия в очередном съезде, сделав публичное заявление с объяснением причин этого демарша. Подчеркну, у нас нет личных обид, есть принципиальные разногласия.
- В чем они заключаются?
- Ладно, властный режим строит свою работу на обмане. Но и некоторые общественные организации стали перенимать этот опыт, пускать пыль в глаза, теряя моральное право обвинять власть во многих грехах. Не хочу утомлять подробностями, скажу лишь, что мы с Федыничем шесть лет назад привели своих соратников в объединенный профсоюз РЭП (АМ) (радиоэлектронная промышленность плюс автосельхозмашиностроение). В этом качестве нас знали в профсоюзном мире, под это имя оказывалась помощь. Международные организации были уверены, что мы являемся равноправными сопредседателями. Но они, к сожалению, стали жертвами обмана.
Нас развели по разные стороны формы и методы работы, вообще отношение к профсоюзам, особенно в той ситуации, в которой мы оказались. Это еще и проблемы отношения к финансам, поступающим в профсоюз извне.
- Выходит, попытка создать независимый профсоюз просто провалилась?
- Практически да. По крайней мере, в том смысле, как мы представляем и видим организации независимого профсоюзного движения.
Белорусский профсоюз АСМ 1990-2003 годов был уникальным явлением на постсоветском пространстве. Это признавали многие коллеги в странах СНГ и дальнего зарубежья. Для нас были незыблемы принципы демократичности, свободы, независимости профсоюзных и рабочих организаций. Мы никогда не отступали от принципов и не приспосабливались.
В этом наше отличие от коллег из РЭПа. Приведу один пример. Вспомните пленум Совета ФПБ в 2002 году, когда председателем ФПБ избирали Леонида Козика. Я единственный из членов Совета вышел на трибуну и открыто сказал, что избирать «назначаемого Президентом Лукашенко» Козика нельзя, это противоречит принципу независимого профсоюзного движения. Представители профсоюза АСМ, члены Совета, проголосовали против. Представители профсоюза РЭП во главе с председателем воздержались.
После той борьбы, которую мы, лидеры профсоюза АСМ, объединявшего в то время работников «Гомсельмаша», БАТЭ, Минских тракторного, автомобильного, моторного, мотовело-, шестерен и многих других заводов, вели с белорусским политическим режимом борьбу за интересы рабочих и инженеров.
Теперешняя маета внутренних разборок, заседаний президиумов, пленумов, съездов, с их «жизнерадостными» оценками являются низкопробным фарсом, обманом.
- Геннадий Федынич утверждает, что за отчетный период численность профсоюза выросла больше чем на тысячу человек. Кто вступает в профсоюз?
- Я сейчас не буду говорить о численности профсоюза. В условиях политической диктатуры независимые профсоюзы не могут полноценно действовать или даже просто существовать.
«Нелюбовь» власти отпугивает работников от вступления в любой профсоюз, который не считает нужным вступать в провластную Федерацию. В профсоюз приходили разные люди, те, кому нужна была помощь или своеобразная «крыша» для решения каких-либо своих проблем. В противоположном мне лагере стали концентрироваться люди, для которых профсоюзные принципы - пустой звук.
- Существуют ли полноценные профсоюзные организации на промышленных предприятиях?
- Думаю, сейчас нет. Есть только на заводе «Цветотрон» в Бресте.
- Обминула ли профсоюз белорусская болезнь, когда к нему как к зарегистрированной организации, примазываются профессиональные околооппозиционеры, многостаночники, готовые состоять в любых движениях, инициативах, группах, партиях, лишь бы что-нибудь капало в личный карман?
- К сожалению, и такие явления есть. Можно ответить односложно - не обминула. В профсоюзе появились лица, притом в составе Совета, президиума, которым была чужда профсоюзная идеология, они могли только имитировать борьбу за демократию, причем такими методами, от которых никому, в первую очередь, властным структурам, ни холодно ни жарко.
Мы остро ставили вопросы общественного контроля и за всеми разделами внутрипрофсоюзной политики, в том числе финансовой работы, укрепления ревизионной комиссии, Но не нашли поддержки у большинства членов Совета.
Изъяны в организации финансовой работы позволяли манипулировать людьми, давали возможность выдавать любые единоличные решения за коллегиальные. У нас уже были документальные доказательства, что денежные суммы из профсоюзной кассы выплачивались примазавшимися проходимцам. Это все вело к разрыву нормальных отношений и расколу.
- Вы по-прежнему считаете, что самый оптимальный вариант - когда профсоюз добивается поставленных целей в связке с социал-демократической партией (с Белорусской партией трудящихся - в нашем случае)?
- Безусловно. Ведь мы эту идею начали реализовывать уже в 1993 году, создав Партию труда. Профсоюз - организация работников наемного труда. И идеология профсоюзов - это рабочая идеология, идеология эксплуатируемых и социально угнетенных людей. Их политические интересы защищают социалистические и социал-демократические партии. Примеров построения на такой основе социальных государств много в Европе, где сформировалась устойчивая демократия.
Из последних - Бразилия, где нынешний президент Лула да Силва возглавлял независимый профсоюз металлистов, затем организовал и возглавлял Партию трудящихся и в результате длительной политической борьбы был избран президентом. Успехи в экономической и социальной сферах в этой стране сейчас отмечают все эксперты. Недаром Лула да Силва признан самым влиятельным политиком в 2010 году.
Идея становления независимого профсоюзного движения и создание своей политической организации давняя; не думаю, что она реальна сегодня, но она может быть реализована завтра.
- Значит ли это, что Геннадий Федынич выступал против такого сценария?
- Мне кажется, он негативно относился к Партии труда. Долгое время не давал помещение для юридического адреса. Может, боялся, может, были другие причины. Также он был против предоставления юридического адреса для регистрации Партии трудящихся.
- Теперь хорошо известно, что регистрации Партии трудящихся помешал донос, отправленный в Минюст из Могилева человеком, ныне ставшим одним из ближайших помощников Геннадия Федынича. Так это?..
- Я думаю, он знал об этом и не возражал. Ибо инициаторов этих писем он поддерживал и защищал.
- И что теперь?
- В профсоюзе произошел раскол. Сейчас нельзя точно сказать, сколько людей вышло из профсоюза, но в любом случае эти цифры будут на порядок выше тех, о которых, как я слышал, говорили на съезде. Некоторых сдерживает финансовый вопрос.
Сейчас меня избрали заместителем председателя Свободного профсоюза металлистов. Избрал не съезд - такое право имеет Совет СПМ. Уже после выхода из РЭПа мы создали организации Минске, Могилеве, Жлобине, Светлогорске, Осиповичах, Рогачеве. Будем в рамках БКДП проводить политику на объединение всех металлистов в ассоциацию металлистов.
Причины тихого развода с профсоюзом РЭП раскрывает лидер незарегистрированного профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения...