Работа на перспективу важнее ,чем рутинные споры на злобу дня . 21.by

Работа на перспективу важнее ,чем рутинные споры на злобу дня

04.06.2010 09:44 — Новости Политики | Парламентская газета  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Парламентская газета

 Спектр вопросов, обсуждённых участниками состоявшейся в Санкт-Петербурге конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» с участи ем депутатов Парламент ского собрания Союза Беларуси и России, оказался чрезвычайно широким – от проблем таможенного взаимодействия, ценовой политики наших государств до взаимодействия в области СМИ, инноваций, конфессионального и культурного сотрудничества.

 
 
 
Поиск идеологии
 
Авторитет Союзного государства на международной арене напрямую связан с успехами союзного Парламентского собрания в деле дальнейшей интеграции наших стран. Как отметил депутат Государственной Думы Олег Жолобов, в последние годы Союзное государство всё более приобретает свойства субъекта международного права. Члены Парламентского собрания Союзного государства участвовали в качестве наблюдателей на всех выборах в странах Союзног государства. Получен статус наблюдателей в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Большим достижением стало обретение гражданами наших стран единого союзного правового статуса. Вместе с тем позиции руководства наших стран и по внутренним, и по международным вопросам не всегда совпадают. Пример – позиция белорусского руководства по отношению к признанию Абхазии и Южной Осетии. В результате многие западные политологи весьма скептически оценивают перспективы СНГ, отмечая объективные трудности идущего объединительного процесса между нашими странами. И прежде всего отсутствие идеологической платформы для развития Союзного государства.
 
В поиске и формировании союзной идеологии, по мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Франца Клинцевича, самое деятельное участие должны принять союзные СМИ. «Союзное государство должно быть построено прежде всего в мозгах», – заключил он.
 
 Восточное партнёрство западных соседей
 
К месту проведения конференции в Таврическом дворце нас вёз новенький автобус. Однако испытания извечно дождливой питерской погодой он всё же не выдержал: люк над моей головой почему-то никак не желал закрываться, и я был вынужден пересесть. Коллега из Белоруссии поделился со мной наболевшим: «Вот этот автобус сделан в Китае и куплен по каналу госзакупок. Но возникает вопрос: почему Россия не покупает автобусы такого же класса, но лучшие по качеству в союзной Белоруссии?» Как выяснилось в дальнейшем, вопрос экспорта стоит для белорусской промышленности очень остро.
 
«В своё время перед нами стоял выбор: идти латвийским путём, сокращая экономические связи с Россией, или стать её сборочным цехом. И мы выбрали второй путь. В рамках Союзного государства мы фактически договорились об условиях, что этот сборочный цех будет функционировать на российских комплектующих», – отметил заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при президенте Белоруссии Сергей Кизима. Между тем для целого ряда белорусских товаров российский рынок оказался фактически закрыт. В 2009 году белорусских МАЗов в Россию было ввезено в восемь раз меньше, чем в 2008, то же самое касается и автобусов. В ряде тендеров на закупки транспорта для муниципальных нужд заявки белорусов даже не рассматривались. «Торговые партнёры, а тем более члены Союзного государства, всегда стараются максимально помочь друг другу. Но в отношениях с Россией мы этого не видим», – считает Сергей Кизима. С другой стороны, и Белоруссия не готова предоставить свободный режим движению российских капиталов на своём рынке. Зато страна охотно сотрудничает с ЕС в рамках программы «Восточное партнёрство», которая включает поставки белорусских товаров в страны Запада.
 
«Инструмент «Восточного партнёрства» используется Западом для усиления своего влияния в Белоруссии», – считает руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД России Сергей Жильцов. – В результате Россия может лишиться своего важнейшего союзника на западном направлении. Белорусские власти, стремясь любым путём добиться от России экономических преференций, проявляют в этом вопросе политическую неразборчивость. Подобная «многовекторность» Минска серьёзно затрудняет построение Союзного государства. В этих условиях правильнее вести речь не о Союзном государстве, а о стратегическом сотрудничестве между нашими странами. Это внесло бы в отношения России и Белоруссии больше ясности».
 
Доцент Белорусского института правоведения Анатолий Красуцкий, напротив, не видит в многовекторности Белоруссии ничего предосудительного. «Мы – экспортно ориентированная экономика. Страна экспортирует калийные удобрения, продукцию лёгкой промышленности, машиностроения и так далее, но для сегментированного российского рынка наши возможности слишком велики. В этих условиях «Восточное партнёрство» стало для нас единственно возможным выходом», – считает он.
 
Но при всех очевидных проблемах делать вывод, что интеграционный процесс между нашими государствами зашёл в тупик, было бы неправильно. Отношения наших стран сейчас находятся в такой стадии, когда работа на перспективу оказывается гораздо более важной, чем споры на злобу дня. И одной из таких перспектив является совместное использование инновационного потенциала наших стран.
 
 
 
Сложение потенциалов
 
По оценкам экспертов, и российская, и белорусская экономики демонстрируют позитивную динамику выхода из кризиса. Поэтому сейчас очень важно не упустить драгоценное время и, объединив научно-технические потенциалы наших стран, создать основу для развития экономики Союзного государства по пути инноваций. Тем более что примеры сотрудничества обоих государств в области высоких технологий есть, и они уже дали положительные результаты. Это совместные проекты в области космической промышленности, суперкомпьютеров, биотехнологий, оптического приборостроения.
 
Главным фактором, стимулирующим высокотехнологические производства, являются союзные программы. В них участвуют около 180 предприятий Белоруссии и 250 российских компаний. За 1999–2009 годы полностью профинансировано за счёт средств союзного бюджета выполнение 43 совместных программ в области инноваций. «Это реальный результат, позволяющий говорить о том, что наши страны приступили к созданию единого научно-технологического пространства. Цель эта должна стать для наших государств объединяющей», – считает заместитель Государственного секретаря Союзного государства Альберт Степанов.
 
При этом нашим странам следует спешить, ведь всего через 5–7 лет в экономике передовых стран мира окончательно оформится так называемый шестой технологический уклад, а это новые технологии, культура производства, высокая производительность труда. И у Союзного государства здесь неплохие шансы занять передовые позиции. Именно поэтому унификация законодательства наших стран в области стимулирования инноваций – одна из основных задач Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
 
«Должна быть разработана межгосударственная программа инновационного сотрудничества, в рамках которой будет прописана стратегия единой инновационной деятельности и определение её приоритетов. Нужен и союзный орган по отслеживанию современных достижений науки и техники в наших странах с целью их быстрейшей коммерциализации», – считает профессор Института государства и права РАН Николай Михайлов.
 
На самом деле ряд модельных законов Союзного государства в области инноваций уже принят. Беда только в том, что пока они не обязательны для исполнения ни министерствами, ни налоговыми и таможенными службами наших стран. И как результат – «утекание» союзных разработок за рубеж. «На форуме IT-технологий в Ганновере программа для суперкомпьютеров «СКИФ», созданная в Белоруссии, уже позиционирована как российско-германская», – отметил Альберт Степанов.
 
По его мнению, необходимо в ближайшее время на уровне Союзного законодательства решить вопрос о защите интеллектуальной собственности, а также об инвентаризации имеющихся интеллектуальных активов.
 
Инновационные разработки Союзного государства уже помогли в ликвидации долговременных последствий Чернобыльской аварии. Однако наши народы должна объединять не только общая беда, но и концепция совместного движения вперёд. В связи с этим год от года будет возрастать и роль Парламентского собрания Союзного государства, где такая концепция может быть выработана и наполнена реальным содержанием.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Авторитет Союзного государства на международной арене напрямую связан с успехами союзного Парламентского собрания в деле дальнейшей интеграции наших стран
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика