К концу этой недели в Одесский порт придет четвертый танкер с нефтью для Белоруссии. Уже к концу месяца очередные 80 тыс. тонн должны будут прибыть в эстонский порт Мууга, сообщила вчера пресс-служба Белорусской железной дороги. Белоруссия отчаянно борется на нефтяную независимость от России, комментируют происходящее наблюдатели.
В четвертом танкере, как и в трех предыдущих, 80 тыс. тонн венесуэльской нефти «Санта Барбара». После разгрузки углеводородное сырье в железнодорожных цистернах отправится на Мозырский нефтеперерабатывающий завод, который уже третий месяц активно работает на венесуэльском сырье. Несмотря на скептические замечания экспертов относительно перспектив подписания Белоруссией и Украиной соглашения о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти по территории Украины в Белоруссию, такой документ все же был подписан в понедельник. Его содержание стороны не разглашают. Однако, как пояснил «НГ» информированный источник в госорганах Белоруссии, документ закрепляет выгодный для Минска железнодорожный тариф и предусматривает возможность использования трубопроводного транспорта в перспективе. Собеседник «НГ» не стал называть транзитную ставку, однако пояснил, что она процентов на 20–30 ниже стандартной.
Также в разделе:
Комментируя по просьбе «НГ» непонятную щедрость прагматичного Киева по отношению к Минску, эксперт отрасли предположил, что, возможно, таким образом Украина намерена рассчитаться с Белоруссией по старым, еще советским долгам. Как писала «НГ» ранее, до этого года между Белоруссией и Украиной существовал неразрешенный спор – Минск не ратифицировал договор о госгранице с соседней страной, так как та не желала признавать долг украинских предприятий за поставленную продукцию периода СССР. Весной после ряда двухсторонних встреч на высшем уровне Белоруссия ратифицировала-таки проблемный документ. При этом о судьбе долга не сообщалось. Такая ситуация и дает экспертам основания полагать, что, транспортируя по дешевке венесуэльскую нефть, Украина отрабатывает свой долг. Что касается перспектив трубопроводного транзита, то, по словам собеседника «НГ», в Минске понимают нереальность этих планов в ближайшей перспективе из-за наличия двух преград – недостаточный пока объем (нужно минимум 10 млн. тонн) и несогласие России, которая использует в настоящее время нефтепровод Одесса–Броды. В то же время вопрос этот с повестки дня не снимается.
Тем временем задействованными в доставке венесуэльской нефти в Белоруссию становятся страны Балтии. Уже в конце этого месяца очередной танкер с венесуэльской нефтью примет эстонский порт Мууга. Это сырье пойдет уже на «Нафтан». Как утверждают белорусские официальные лица, в планах использование портов Латвии и Литвы.
Показательно, что Мозырский НПЗ, работающий с венесуэльской нефтью, в отличие от «Нафтана», который ее пока не получал, по итогам полугодия сработал прибыльно. Как следует из обнародованных данных об итогах работы белорусских АО, прибыль Мозырского НПЗ составила 185 млрд. белорусских рублей против 42 млрд. белорусских рублей убытков «Нафтана». Тем временем беспошлинная нефть (6,3 млн. тонн), предусмотренная двухсторонними договоренностями, уже выбрана. Белоруссия, снизившая объемы производства нефтепродуктов более чем на 20% по сравнению с прошлым годом, пытается найти выход из создавшейся ситуации и продемонстрировать России свою экономическую и политическую самостоятельность. Официальной информации о стоимости венесуэльской нефти нет, однако среди белорусов ходят слухи, что среди прочих форм расчета с другом Уго Чавесом (президент Венесуэлы) – почти рабский труд белорусов на непригодных для жизни венесуэльских строительных площадках.
К концу этой недели в Одесский порт придет четвертый танкер с нефтью для Белоруссии. Уже к концу месяца очередные 80 тыс. тонн должны будут прибыть в эстонский порт Мууга, сообщила вчера пресс-служба Белорусской железной дороги. Белоруссия отчаянно борется на нефтяную независимость от России, комментируют происходящее наблюдатели.