Президентские выборы в Польше принесли победу спикеру сейма, кандидату от правящей партии «Гражданская платформа» Б.Комаровскому. Он после трагической гибели Леха Качиньского исполнял обязанности президента. Однако эта победа стала не точкой на нынешнем этапе острой политической конкуренции между польскими либералами и консерваторами, а лишь многоточием. Во–первых, по той причине, что 6–процентный отрыв Б.Комаровского от его соперника Я.Качиньского никак не назовешь очень существенным и достаточно надежным.
Во–вторых, значительно выросший, как это показали выборы, рейтинг консерваторов из «Права и справедливости» лишь отчасти объясняется естественным к ним сочувствием со стороны многих поляков в связи с трагедией под Смоленском. Куда более значительную роль, особенно в ближайшей перспективе, предстоит сыграть экономическим и социальным последствиям продолжающегося кризиса. Который, хоть и затронул Польшу в меньшей мере, нежели другие страны ЕС, но все же создал для нее, как отмечают специалисты, достаточно серьезные проблемы. Поэтому по мере приближения предстоящих в следующем году парламентских выборов такие последствия кризиса, как увеличение государственного долга и резкий рост безработицы, значительное «перекрытие» предельного для стран ЕС уровня дефицита бюджета и крайне болезненное сокращение объемов и стоимости экспорта — будут способствовать росту протестных настроений и расширению электората консерваторов.
В связи с этим мне представляется весьма вероятной утеря «Гражданской платформой» в итоге выборов 2011 года контроля над сеймом и формирование новой правительственной коалиции во главе с партией «Право и справедливость». А в результате Польша может пополнить список тех стран ЕС, чьи правительства не сумели выдержать бремя кризиса.
Вот тогда–то, и это в–третьих, значение нынешней победы Б.Комаровского очень сильно девальвируется. Ведь объем властных полномочий польского президента хотя и несколько больше, чем у президентов Германии или Италии (в полной мере олицетворяющих «представительский» тип поста главы государства), но он — гораздо меньше, чем у президентов Франции или США (наиболее последовательно реализовавших модель демократической «президентоцентричной» политической системы).
Нам, белорусам, знать эти особенности политсистемы сестры–соседки желательно не только потому, что нас объединяют более чем 600–километровая совместная граница и драматичная более чем тысячелетняя история. Иметь представление о них нам нужно, как показала прошедшая предвыборная кампания, и по соображениям прикладной политики: дабы лучше оценивать потенциал дальнейшего развития отношений с Польшей с учетом разницы воззрений на ее политические силы. К примеру, громкий резонанс во время президентской кампании вызвала высказанная Я.Качиньским позиция в отношении Беларуси. Превратившись парадоксальным образом из русофобского Савла в русофильского Павла, он выразил готовность в случае своей победы обсуждать проблемы Беларуси в переговорах... с Москвой (!). Подобный «перл» вызвал отповедь Б.Комаровского, заявившего, что позиция его оппонента «совершенно противоречит польским интересам», а также практике международных отношений и означает «то же самое, если бы белорусы собирались разговаривать о проблемах Польши с Москвой или Берлином»...
Со своей стороны Президент А.Лукашенко предложил польскому руководству «открыть новую страницу» в белорусско–польских отношениях. Но сделать это, по его убеждению, можно лишь совместными усилиями «на принципах добрососедства, дружбы, партнерства и взаимного уважения».
С точки зрения благоприятных перспектив для расширения и углубления белорусско–польских отношений — замечательно, что на выборах победил такой современно мыслящий политик, как Б.Комаровский. Однако бесспорно и то, что отмеченные уже количественные показатели его победы и имеющиеся тенденции к изменению общественных настроений не дают оснований для благодушия. Ведь, положа руку на сердце, большинство белорусов до одиозных высказываний Я.Качиньского и не подозревали, как немало в современной Польше тех, к кому уместно было бы обратиться с емкой строкой Б.Пастернака: «Какое, милые, тысячелетье на дворе?»...
Чтобы идти в ногу с новым тысячелетием, постсоветским и постсоциалистическим странам не обойтись без использования уже десятилетиями применяемой западноевропейскими странами своеобразной «стратегии преодоления» негативного опыта предшествующих взаимоотношений. Главная ее цель — последовательное освобождение общественного сознания от отрицательных национальных стереотипов и «образов врага» в лице соседей по европейскому дому. Решающая роль в этом деле принадлежит, безусловно, истории, для чего еще в 1950 — 1960–е гг. и были выработаны способы объективного освещения противостояния в далеком и недавнем прошлом одних стран Европы другим, но без переноса образов врага из прошлого в современность.
Причем обязательная составляющая этой практики — самокритичная работа обществоведов и политиков над историческими ошибками своих стран.
Без всего этого у властных элит и контрэлит постсоветских и постсоциалистических стран вряд ли в ближайшей перспективе будет «само собой» угасать стремление тянуть «историческое одеяло» на себя. Да и комплексы «чистой совести», «страдальчества», «мессианизма» и «миссионерства» — без политической воли и целенаправленной работы сами собой «рассасываться» не будут. Свежайшее тому подтверждение — только что прошедшие в Польше торжества по поводу 600–летия Грюнвальдской битвы. Так вот, несмотря на исторический факт участия в ней (как и в юбилейных торжествах) представителей целого ряда европейских народов, «повсеместно чувствовалось, — как отмечает коллега В.Козлович, — что поляки считают Грюнвальд исключительно своим...». Как мы знаем, в Западной Европе аналогичные юбилеи, напротив, выдерживаются в духе политкорректной деликатности...
Думается, что углублению белорусско–польского сотрудничества и дружбы весьма способствовала бы взаимная «подгонка» картин исторического прошлого в духе европейской толерантности. Чрезвычайно полезной в этом смысле была бы совместная белорусско–польская комиссия историков, аналогичная тем, которые ранее были созданы Польшей с Литвой и Германией.
«Мягкое», но непременное условие Беларуси для налаживания заинтересованного, плодотворного и взаимовыгодного диалога с партнерами и на западе, и на востоке, и на севере, и на юге — отказ от пресловутого чувства «естественного исторического превосходства»...
Коль по–соседски, так уж откровенноПрезидентские выборы в Польше принесли победу спикеру сейма, кандидату от правящей партии «Гражданская платформа»...