Черный PR Кремля. 21.by

Черный PR Кремля

13.09.2010 12:18 — Новости Политики | ИноСМИ  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ИноСМИ



Странная смерть белорусского журналиста Олега Бебенина стала шоком для профессионального сообщества. Даже сотрудники государственных СМИ, старающиеся в силу специфики своего статуса (тоже, кстати, непростого) не вмешиваться в дела коллег из «противоположного» лагеря, на этот раз не сдерживают эмоций. Не могут. Впрочем, деление на «своих» и «чужих» не уместно. Его попросту нет, люди связаны одной профессией.

Напомню, тело основателя и руководителя популярного оппозиционного сайта charter97.org Олега Бебенина было найдено повешенным 3 сентября в его загородном доме под Минском. Правоохранительные органы выдвинули предположение о том, что журналист добровольно покончил с собой. С версией о самоубийстве не согласны родные, друзья и коллеги Олега Бебенина. Как утверждают люди хорошо знавшие журналиста, он был оптимистично настроенным, уверенным в себе профессионалом, полным сил и планов на будущее. На здоровье не жаловался. Отношения в семье складывались прекрасно. (У журналиста остались жена и двое детей). Накануне гибели Олег Бебенин звонил друзьям, договаривался о совместном походе в кинотеатр.

Сомнения «подогрели» сами правоохранители. Прибывший по вызову наряд милиции весьма поверхностно осмотрел место гибели журналиста. Уполномоченные лица называют противоречивую дату смерти. Туманные обстоятельства ухода из жизни Олега Бебенина дали повод для предположений о насильственном характере его гибели. Тот факт, что журналист являлся членом предвыборной команды оппозиционного кандидата в президенты Андрея Санникова, послужил основанием для версии о заказном политическом убийстве.

Вслед за журналистами волну недоверия к официальной версии подхватили правозащитники. «Олег Бебенин был большим профессионалом и смелым человеком, в его самовольный уход нельзя поверить», - заявила влиятельная правозащитная организация «Репортеры без границ». «Самой оптимальной возможностью почтить память Олега Бебенина, мы считаем, - предъявление требования выявления полной правды вокруг смерти Олега, правды, за которую боролся и Олег. Мы также считаем странными обстоятельства гибели Олега. Мы призываем Европейские страны, включая Норвегию, потребовать от белорусских властей тщательного и прозрачного расследования гибели Олега Бебенина, приложить все имеющиеся в их полномочиях возможности, чтобы удостовериться, что полная правда раскрыта», - отреагировал Норвежский Хельсинский комитет. «В преддверии выборов ситуация ухудшается на глазах. Показательные аресты, политические заключенные, обыски в офисе charter97.org, когда отнимают компьютеры даже у иностранных журналистов, чтобы никто не знал, что происходит в стране. Это очень опасно – быть журналистом в этой стране. Смерть Олега – тому доказательство. Она более чем подозрительна, начиная с того, что даже дату его смерти в ходе следствия меняли. Запад очень озабочен сложившейся ситуацией», - отметил сотрудник правозащитной организации «Индекс Цензуры» Майкл Харрис.

Следом отреагировали европейские политики. «Возникает вопрос относительно обстоятельств его гибели, и я надеюсь, что власти проведут полное, прозрачное и исчерпывающее расследование этого трагического случая», - сказала докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Беларуси Синикка Хурскайнен. Президент Европарламента Ежи Бузек потребовал от властей объективного расследования гибели журналиста.

То, что гибель журналиста вызвала такой всплеск общей скорби на всех уровнях, наверное, не случайность. Эмоции свидетельствует о солидарности с теми, кто, невзирая на препоны, запреты, трусость бюрократов и ловушки в законодательстве, не мытьем, так катаньем по крупицам доносит до своего зрителя и читателя как суровые, так и обнадеживающие реалии жизни. Вот и сейчас служители закона и чиновники до последнего держали паузу. Сохраняли дистанцию, правдами и неправдами старались нивелировать общественное потрясение, не замечать требований гражданского общества. Что это? Патологический страх перед вышестоящими инстанциями? Нежелание брать на себя прямую ответственность? Как никак, на носу президентские выборы, а тут целая вереница неудобных власти инцидентов: прессинг со стороны Кремля, нападение на российское посольство в Минске, поджоги, нарастающее напряжение. И вдруг, загадочная гибель оппозиционного журналиста...

Думается не без нажима со стороны неравнодушных людей, власти Беларуси приняли решение подключить к расследованию причин смерти Олега Бабенина экспертов ОБСЕ. «Компетентные органы Беларуси максимально компетентно подошли к расследованию этого дела. Приглашение внешних экспертов – беспрецедентный шаг не только для Беларуси, но и для стран Европы. Он продиктован нашей озабоченностью в связи с инсинуациями, которые начали появляться не только в СМИ, но и в заявлениях международных структур», - заявил пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных.

Что имел в виду сотрудник белорусского внешнеполитического ведомства под определением «инсинуации»? Эскалацию эмоций? Смерть человека при любом раскладе трагическое событие. Реакция на гибель Олега Бабенина – не просто соболезнования. Это – взрыв. Скорбь друзей и близких объяснима. Волнение общественности тоже. Вызывает недоумение другое.

Не успела белорусская сторона привести намерения в исполнение, пока не преданы огласке заключения независимых экспертов, боле того, даже кандидатуры таковых еще не определены, а лодку недоверия уже принялись раскачивать. Предваряя события, противники действующего руководителя государства заранее заподозрили белорусские власти в намерении фальсифицировать результаты судебно-медицинской экспертизы, а еще не приступивших к работе зарубежных наблюдателей уже уличили в ангажированности. Раньше раздавались требования «провести независимое расследование». Власть сделала шаг на встречу. Теперь настаивают на самостоятельном выборе кандидатур экспертов. «Я прямо сейчас начну звонить своим друзьям, которые могли бы порекомендовать таких людей», - заявил лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников.

Заинтересованность белорусских следственных органов в том, чтобы перевести следствие в спокойное русло, сомнению не подлежит. Однако и «не заинтересованность» в этом со стороны оппонентов власти так же очевидна. На аналогичном основании, можно усомниться в непредвзятости и объективности специалистов, предложенных «друзьями» Санникова. Сам он – лицо более чем заинтересованное. Санников не скрывает, что метит в кресло Лукашенко. Амбиции - нормальное явление, однако, доверия в том, что в деле расследования обстоятельств гибели Олега Бабенина появится больше «объективности», уж никак не прибавляющее.

Критики Лукашенко нередко упрекали белорусского президента в том, что он ведет «игру на два фронта», лавирует между Востоком и Западам. В свете последних событий – это спорное утверждение. Сегодня оно более применимо к его политическим оппонентам. С той только разницей что, если в прошлом, белорусская оппозиция открыто демонстрировала прозападные устремления, после обострения отношений между официальным Минском и Москвой, она без особых колебаний скорректировала систему координат.

И, судя по всему, не ошиблась. Сразу же отхватила лакомый кусок с барского стола. В Белокаменной радушно приняли оппозиционных лидеров из Минска. Российские телеканалы сыграли им на руку, запустив в народ серию скандальных фильмов о белорусском президенте. Предоставили противникам режима Лукашенко телеэфир. Ряд российских экспертов, уже заявили о намерении России не признавать результатов предстоящих в Беларуси президентских выборов. Еще и дата их проведения не назначена, а решение уже, как видно, принято! Затем последовала череда необъяснимых событий: атака на российское посольство в Минске, странная гибель оппозиционного журналиста.

Вряд ли и то и другое играет на руку команде Лукашенко. Тогда кому? Западу? В Евросоюзе давно отказались разговаривать с Беларусью в форме ультиматумов. Благосклонно приняли намерение белорусских властей принять во внимание рекомендации европейских партнеров относительно проведения демократических реформ в стране. Со стороны Минска было бы абсурдом давать поводы для возврата к прежней риторике в диалоге с Брюсселем. Однако нет! Информационные поводы, как по волшебству, возникают один за другим. Запад снова обеспокоен. Московские же политтехнологи получили новый повод для вбрасывания в медийное пространства удобной им информации. Факт, не оставшийся без внимания западных СМИ. «Российское государственное телевидение, которое обычно молчит, когда свои журналисты погибают в России, широко освещало гибель Бебенина. Такой факт отражает резкое ухудшение отношений между Минском и Москвой, которое за лето переросло в крупномасштабную информационную войну. Кремль потерял терпение в отношении Лукашенко и теперь, похоже, стремиться от него избавится», - считает «The Guardian».

Даниил Соколовский
 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Российское государственное телевидение, которое обычно молчит, когда свои журналисты погибают в России, широко освещало гибель Бебенина
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика