Человеческое счастье официально стало мерилом работы британского правительства. С начала этого отчетного года министерство статистики стало задавать людям вопрос об уровне их благополучия, а с 2012–го будет публиковать «индекс счастья» нации. Объявляя о нововведении, премьер–министр Дэвид Кэмерон заявил: «Если бы это была попытка свести весь спектр человеческого счастья в один статистический показатель, я бы первым закатил глаза и возмутился. Но нам нужно знать, чем живет и как изменяется наше общество, какие у людей ценности и что им нужно для благополучия».
Дело в том, что в развитых экономиках ВВП перестал объективно отражать положение дел. Уровень производства в пересчете на душу населения ничего не говорит о том, как именно это население живет. Еще в 1960–е об уровне благополучия можно было судить по количеству стиральных машин, телевизоров и автомобилей в домашних хозяйствах. Сейчас они есть практически у любого. Но накопление материальных благ вызывает ощущение благополучия только до определенного порога. Обеспечив основные человеческие потребности, накопления перестают приносить людям чувство радости, самореализации и уверенности.
В Британии этот порог перешло все общество. Исследования показывают рост чувства одиночества, раздражения, обиды в национальном масштабе, за последние 20 лет количество выписываемых антидепрессантов увеличилось в четыре раза, а количество британцев, доверяющих людям вообще, сократилось с 60 до 30% за последние полвека. Не то чтобы у британцев испортился характер: просто людям уже не надо в поте лица каждодневно добывать свой кусок хлеба, они подняли голову — и тут же задумались о смысле собственного существования. А ответ на этот вопрос не приходит легко.
Хотя государство не может обеспечить людям счастье, как обеспечивает оно школами или поликлиниками, британское правительство понимает, что должно создать людям условия не только для существования, но и для полноценной жизни и самореализации. Так же поступают власти других европейских и североамериканских стран. Человеческое благополучие и счастье перешло из категории фантазий и философских размышлений в категорию социально–экономических показателей, политических целей и факторов реальной жизни. Стремление к счастью стало нормальным, признанным и необходимым для людей и наций в целом.
В духе известного выражения «Хочешь быть счастливым — будь им!» крупная благотворительная организация Фонд Янга начала кампанию «Делай счастье!». Ее суть проста. Один из авторов кампании профессор экономики в Лондонской школе экономики (LSE) лорд Ричард Лайярд обнаружил: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человеку необходимо делать или иметь хотя бы десять вещей. Вот они:
1) помогать другим;
2) общаться с людьми;
3) заботиться о собственном теле и здоровье;
4) замечать хорошее вокруг;
5) узнавать новое;
6) иметь цели и работать над их достижением;
7) уметь восстанавливаться после неудач;
8) взращивать положительные эмоции;
9) принимать себя таким, какой есть;
10) иметь смысл жизни.
Кампания призывает людей дать «клятву счастья» и претворять эти десять постулатов в собственной каждодневной деятельности. Через сайт кампании под ними подписались уже более 4.500 человек из 68 стран мира.
В дополнение известный современный философ Ален де Боттон говорит, что можно стать счастливее, если не судить о себе и людях по размеру достатка и никогда не сравнивать себя с людьми одного круга, и особенно с друзьями детства. Американский гуру Тони Робинс, помогающий раскрыть свой потенциал практически всем известным людям нашего времени, говорит, что счастье человека состоит в балансе развития семи аспектов жизни: здоровье, эмоции, отношения, время, дело, финансы, помощь другим.
В любом случае каждый должен начать с себя. Как говорит поддерживающий акцию «Делай счастье!» Далай–лама: «Счастье — не готовый предмет. Это продукт наших собственных действий».