Нужна ли Единая тарифная сетка? Вопрос неновый. А с принятым курсом на либерализацию и раскрепощение деловой инициативы особенно актуальный. Изменения назрели. Ведь если откровенно, ЕТС напоминает принцип уравниловки. И по нему работникам одной квалификации независимо от предприятия и отрасли платят примерно одинаково. Справедливо? В рынке вряд ли. А как же эффективность труда? Нет стимула — нет инициативы. А чего–то лучшего, чем прямая зависимость между сделанной работой и зарплатой, еще никто не придумал.
Поэтому Указ № 181, который сделал для коммерческих предприятий применение Единой тарифной сетки необязательным, позитивно воспринят прежде всего нанимателями. Теперь у них появятся законные рычаги для того, чтобы поощрять добросовестных сотрудников. Раньше на повышение зарплаты лучшему работнику директорам приходилось фактически использовать «незаработанные» деньги. Или же сокращать доходы других специалистов. Некоторые предприятия малого и среднего бизнеса и раньше пытались уйти от Единой тарифной сетки, разрабатывали свои системы оплаты труда. Правда, потом ломали голову, как это вписать в конструкцию ЕТС. «Обходные маневры» в премировании и поощрении требовали объемной бумажной работы: придумывать какие–то основания для повышения, подписывать дополнительные соглашения. При этом предприятие еще и рисковало — ошибка в расчетах влекла за собой немалые штрафы. К тому же «сверхнормативные» затраты нельзя было отнести на себестоимость. Значит, увеличивалось налоговое бремя. «Кто хотел платить высокую зарплату — выкручивался и тратил время. Зато те, кто платил маленькую, всегда это могли объяснить рамками законодательства, в частности, ограничениями ЕТС», — объяснила мне ситуацию главный бухгалтер одной минской коммерческой фирмы.
В бизнес–союзах с удовлетворением комментируют принятие Указа № 181. Виктор Маргелов, сопредседатель Союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства, сам принимал активное участие в разработке этих изменений: «Это важное решение для эффективной реализации Директивы № 4. Более того, это дает нанимателям и действенные инструменты для выполнения последних требований Президента о дисциплине на предприятиях. Раньше надо было обосновывать, почему ты снизил премию Иванову на 11%, а Петрову — на 12%. А если работник пожаловался в профсоюз, вообще начинались «разборки» — доказывай, что он отсутствовал на рабочем месте или нарушал, например, технику безопасности. Теперь директорам будет проще навести порядок».
Однако здесь тема с продолжением. Если столь много положительных моментов, может, сделать Единую тарифную сетку рекомендательной не только для коммерческих предприятий? С одной стороны, несомненно, у государства должна быть некая система координат, дабы не получилось так, что где–то уборщица получает больше министра. С другой стороны, инициативу надо поощрять и в госструктурах. Здесь ведь тоже не все работники одинаково талантливы и деловиты. А руководителям зачастую просто не хватает действенных инструментов для их стимулирования.