21 апреля, выступая перед парламентариями, Александр Лукашенко заявил: «Если обострится ситуация, в мире найдется не много желающих бомбить Беларусь». Поясняя свою мысль, президент добавил: «Потому что очень сильно могут получить». Таким образом он ответил на вопрос депутата насчет обороноспособности страны, навеянный, по всей видимости, нынешней операцией НАТО в Ливии.
По словам Лукашенко, военно-политическое руководство страны выстраивает ее оборону так, чтобы в случае нападения «нанести невосполнимый, неприемлемый ущерб для агрессора». Причем Беларусь имеет «соответствующие точки, откуда мы можем такой удар нанести, это главный наш приоритет».
Анализируя эти громкие высказывания Лукашенко, эксперты задаются вопросом: каким именно оружием из своего арсенала белорусская армия может остановить любого потенциального агрессора? И практически все сходятся на том, что роль такого средства сдерживания могут сыграть только оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК).
Более того, для регионов мира с ограниченным жизненным пространством (таких как Центральная и Восточная Европа) это, по сути дела, стратегическое оружие. Вполне представима ситуация, когда в ответ на военную акцию НАТО против себя Беларусь залпом оперативно-тактических ракет может уничтожить приграничную военную и гражданскую инфраструктуру соседствующих с ней стран альянса.
Насколько можно понять из специализированных источников, в обозримой перспективе наиболее приемлемым кандидатом на роль евростратегического оружия для Беларуси является российский оперативно-тактический комплекс (ОТРК) «Искандер-Э» с дальностью стрельбы от 50 до 280 км и коэффициентом вероятного отклонения от цели 2 м.
Однако, несмотря на продолжающиеся ряд лет переговоры, сроки поступления ОТРК «Иcкандер-Э» в распоряжение вооруженных сил Беларуси до сих пор не названы. Скорее всего, причина в том, что находящийся в состоянии хронической стагнации российский ВПК не в состоянии обеспечить этим современным видом вооружений не только армии своих союзников, но даже собственные войска.
В итоге на первый взгляд может показаться, что пока единственным средством сдерживания, имеющимся в распоряжении Беларуси, являются ОТРК «Точка-У», доставшиеся ей в наследство от советской армии. По некоторым данным, в распоряжении белорусских военных имеется 26 пусковых установок этого комплекса.
ОТРК «Точка-У» (натовское обозначение — Scarab B) принят на вооружение в 1989 году, является глубокой модернизацией дивизионного ракетного комплекса «Точка» (1976 год). Предназначен для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.
Дальность стрельбы — от 15-20 до 120 км. Твердотопливная тактическая ракета комплекса 9М79-1 может быть оснащена боевыми частями различных типов.
Между тем, как полагают некоторые аналитики, тактико-технические данные комплекса «Точка-У» сегодня не столь впечатляющи, чтобы остановить решительного потенциального агрессора. Поэтому в России «Точка-У» постепенно заменяется современным ОТРК «Искандер».
С точки зрения ряда экспертов, на роль оружия сдерживания для Республики Беларусь, гораздо больше подходит тяжелая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Смерч». Беларусь, наряду с Россией и Украиной, входит в число крупнейших обладателей этого оружия. Белорусские вооруженные силы имеют порядка 40 комплексов «Смерч». На вооружение Краснознаменного Белорусского военного округа они поступили еще в 1987 году.
Практически все эксперты сходятся в том, что «Смерч» является чрезвычайно мощным оружием. Его 300-миллиметровые снаряды снабжены твердотопливным реактивным двигателем на смесевом топливе, имеют длину 7,6 м и вес 800 кг. Вес головной части составляет 280 кг. Она может быть моноблочной или кассетной. Залп одной боевой машины 12-ю ракетами с кассетными осколочно-фугасными элементами накрывает площадь от 40 до 70 га.
Для повышения точности стрельбы ракетные снаряды РСЗО «Смерч» стабилизируются в полете за счет вращательного движения вокруг продольной оси, который придается в момент пуска и поддерживается затем лопастями раскрывающегося стабилизатора. Помимо этого, в РСЗО «Смерч» использована система управления полетом снарядов, корректирующая траекторию их движения по тангажу и рысканию.
Управляющие сигналы вырабатываются автоматизированной системой (АСУ) «Виварий» и в виде радиокоманд передаются на каждую ракету. Коррекция полета осуществляется газодинамическими рулями. После прекращения работы двигателей ракета продолжает полет уже как пассивный снаряд. В результате по точности стрельбы РСЗО «Смерч» сравнима с артиллерийскими орудиями, а по кучности — в три раза превышает их характеристики.
В пользу «Смерчей» говорит и тот факт, что предприятия белорусского ВПК освоили не только их восстановительный ремонт, но и достаточно глубокую модернизацию.
Так, на стадии завершения находится разработка автоматизированных систем управления (АСУ) формированиями РСЗО «Смерч». А в перспективе предусматривается их применение (наряду с другими видами ракетного и артиллерийского вооружения) в составе разведывательно-огневой системы, использующей беспилотные авиационные комплексы.
Это, как предполагается, позволит увеличить боевую эффективность реактивных систем залпового огня, а также решать задачи маневра, организации, планирования и подготовки огня в масштабе реального времени.
В рамках этих работ принята на вооружение и поставляется в воинские части модернизированная командно-штабная машина начальника штаба дивизиона 1В111-Б. Перевооружение артиллерийских подразделений такими машинами, по мнению официальных источников, позволило повысить надежность и эффективность управления подразделениями при выполнении огневых задач.
Как сообщается в некоторых источниках, в России и в Беларуси для повышения точности огня прорабатывается возможность оснащения снарядов РСЗО «Смерч» системой корректировки снаряда по лазерному целеуказанию типа «Краснополь-М». Суть этой системы в том, что выбранная цель подсвечивается лазером, отметка которого служит ориентиром для головки самонаведения (ГСН).
Применительно к РСЗО «Смерч» технология прицеливания примерно такова. Пока работает двигатель, АСУ «Виварий» корректирует траекторию ракеты, выводя ее в район цели. После того как перестает работать двигатель, на ее головной части раскрываются аэродинамические плоскости и далее полет управляется уже сигналами лазерной ГСН. Подсветка осуществляется лазером, установленным на борту дистанционно управляемого летательного аппарата.
Пожалуй, единственным, но весьма серьезным, минусом в плане использования РСЗО «Смерч» как средства сдерживания является относительно небольшая дальность стрельбы: от 70 до 90 км. Однако этот недостаток не является фатальным. Китайский вариант этой системы PHL-03 (другое обозначение — AR-2) может поражать цели на расстоянии до 150 км. А экспериментальный РСЗО A-100E — до 180 км.
Учитывая доверительный характер белорусско-китайского военно-технического сотрудничества, нельзя исключить доработку белорусских РСЗО по китайскому проекту. Так же как и использование наработок союзной России по программе «Торнадо», в результате чего дальность действия тяжелых реактивных систем может вырасти до 230 км.