Союз России и Белоруссии должен перестать быть фикцией
08.06.2011 14:40
—
Новости Политики
| KM.RU
Источник материала: KM.RU Экономика Белоруссии – накануне краха. Местная валюта – «зайчик» – резко упала относительно доллара и рубля. Президент Лукашенко рассчитывает получить кредит в размере $3 млрд от России или Стабилизационного фонда Евразийского экономического сообщества. В Минске прогремел взрыв: террористический акт произошел впервые за долгие годы существования белорусской независимости. При этом многие российские наблюдатели взахлеб хвалят созданную Лукашенко экономическую модель. Она, дескать, позволяет стране развиваться со скоростью 10% в год. Так откуда же кризис? Попробуем разобраться. Лукашенко удалось сохранить в неприкосновенности советскую экономическую систему. Казалось бы, это хорошо: ведь многие в России испытывают ностальгию по Советскому Союзу. Однако в позднем СССР относительно высокий уровень жизни поддерживался не за счет развитого промышленного производства, а за счет продажи нефти. Доходы от нее шли на поддержку советских предприятий, многие из которых были неконкурентоспособными на мировом рынке. Представим себе фабрику по производству галош. Допустим, она производит 100 галош в год. В стандартной западной капиталистической модели это будет означать, что галоши поступают на рынок, продаются, предприятие получает прибыль. Если люди почему-то перестанут покупать галоши, завод обанкротится. Не так обстоит дело в советской системе. В ее рамках завод продолжает работать, даже если галоши никто не покупает. Он просто работает «на склад». Возникает чисто советская ситуация затоваривания, когда продукция предприятия никем не покупается, а просто лежит в магазинах, покрытая толстым слоем пыли. Завод может даже наращивать производство галош. Главное, чтобы был внешний источник финансирования, который мог бы оплачивать изготовление никому не нужных товаров. В СССР таким источником была нефть. В Белоруссии источником является она же. Спонсор слабой и неэффективной экономики республики – Россия, поставлявшая нефть по заниженным ценам. Последняя с успехом продавалась в Европу, на разницу и жила республика. Когда Путин в результате нескольких скандалов прикрутил нефтяной краник, в ход пошли кредиты, которые Лукашенко активно берет, где только может. Этим он напоминает позднего Горбачева, который ездил по всему миру и клянчил деньги для гибнущей советской экономики. Помнится, в конце 80-х он приехал в очень бедный тогда Китай и не постеснялся попросить кредит у Дэн Сяопина. Китайцы очень удивились и дали крохотную сумму – $80 млн. Лукашенко удалось, благодаря созданию Союза России и Белоруссии, найти в лице РФ дойную корову, что до поры до времени было выгодно ельцинскому руководству. Ельцинисты обдумывали вариант похода вечно пьяного «гаранта Конституции» на третий срок. Правда, такой финт ушами был запрещен Основным законом России. Но не беда. Если использовать советскую ностальгию и превратить Союз России и Белоруссии в полноценное государство наподобие существовавшей тогда Югославии, можно снова сделать Ельцина президентом, рассуждали аналитики. Сценарий не так глуп, как кажется: сербский президент Слободан Милошевич был избран президентом Югославии (в которую входили Сербия и Черногория) после того, как использовал два срока пребывания в должности главы сербского государства. Под это дело не грех было и подкинуть денег Лукашенко. Но после того, как Ельцин ушел от власти, проект Союзного государства оказался на запасном пути. Никому оно стало не нужно. Тем паче что Запад не признаёт за ним статуса субъекта международного права, а значит, предполагаемый президент Союза будет иметь статус не выше Стросс-Кана, т. е., говоря простым языком, может быть арестован и отправлен в тюрьму в любой момент. Поскольку бесконечно финансировать Белоруссию невозможно, российские власти стали думать, что делать с соседним государством. Самым остроумным был план включения Белоруссии в состав России. Однако даже если бы Лукашенко согласился на этот план, возникла бы проблема, какой статус получила бы такая республика. Если больший, чем российские республики (вроде Татарстана), то это вызвало бы взрыв сепаратизма. Каждая республика РФ захотела бы себе те же права, что и Белоруссия. Идея принять в состав России каждую белорусскую область по отдельности была унизительной для Лукашенко, да и для белорусского народа тоже. Хотя именно так, по частям, вступала в состав ФРГ Германская Демократическая Республика. В итоге ситуация зависла. Непонятно, что делать с Лукашенко. Российские власти подумали и стали требовать, чтобы Белоруссия отдала России самые крупные свои предприятия. Белорусские власти, естественно, сопротивляются, потому что вслед за потерей экономической независимости неизбежно последует потеря и политической. В итоге либеральное крыло российского правительства просто травит Белоруссию, добиваясь краха ее экономики и надеясь, что в результате белорусские заводы достанутся олигархам по дешевке. Проблема одна: оказавшись перед угрозой агрессии с востока, белорусские элиты могут пойти на сценарий «оранжевой революции», в результате которого в Минске к власти придет антироссийское правительство. Ситуация с Грузией и Украиной показывает, что подобный сценарий развития событий вполне возможен. Выход – не просто в попытках «поглощения» Белоруссии российскими олигархами. Прямая агрессия может закончиться столь же плачевно, как она закончилась на Украине в 2004 году. Необходим новый интеграционный проект на постсоветском пространстве, в котором могли бы принять участие заинтересованные страны, прежде всего Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Необходимо образование полноценного интеграционного объединения по примеру Европейского союза. Экономическую группировку такого типа уже пытаются создать: это Таможенный союз. Но нужно двигаться дальше, переходить от экономической к политической интеграции, потому что элиты постсоветских стран должны видеть, что у России есть своей проект на территории на ладан дышащего СНГ. Иначе все разбегутся в разные стороны. Кто-то пойдет на союз с ЕС, а кто-то заключит договор с Китаем. Только в рамках подобного интеграционного проекта объединение России и Белоруссии может произойти на равноправной основе, с учетом интересов обеих стран. Если этого не будет, оба государства обречены на перманентные конфликты. Поскольку Лукашенко слабее, это рано или поздно обернется его свержением и приходом к власти в Минске отнюдь не пророссийских сил. Возможно, политическим воплощением интеграции мог бы стать Союз России и Белоруссии, в который на первых порах можно было бы пригласить Казахстан. Но для этого Союз должен перестать быть фикцией, существующей только на бумаге, и получить реальное политическое содержание – в частности, власть принимать обязательные для обеих сторон решения по широкому кругу вопросов. Иначе говоря, получить свой аналог Европейской комиссии. Пока же интеграционного проекта нет, нет и возможности для реального объединения России и Белоруссии – вопреки воле обоих народов. Пока объединения нет, Лукашенко будет хитрить и пытаться обмануть российскую власть, Путин и Медведев будут «давить», и в конечном итоге все сведется к ущербу для российских позиций на постсоветском пространстве. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Экономика Белоруссии – накануне краха. Местная валюта – «зайчик» – резко упала относительно доллара и рубля. Президент Лукашенко рассчитывает получить кредит в размере $3 млрд от России или Стабилизационного фонда Евразийского экономического сообщества.
|
|