Официальный Минск вновь пытается наладить диалог с Евросоюзом. Как и тремя годами ранее, переговорный процесс белорусские власти пробуют выстроить на фундаменте освобождения политзаключенных.
1 сентября Александр Лукашенко своим указом помиловал еще четверых фигурантов «дела 19 декабря». Первые девять «декабристов» были помилованы еще 11 августа. Кроме того, в отношении ряда оппонентов власти, проходивших по делу о массовых беспорядках на площади Независимости в день президентских выборов, уголовные дела были прекращены.
Как стало известно агентству Рейтер, помилование до конца этой недели нескольких политзаключенных и освобождение в течение полутора месяцев всех остальных Александр Лукашенко обещал Евросоюзу в конце августа во время встречи с министром иностранных дел Болгарии Николаем Младеновым. Встреча, судя по всему, носила строго конфиденциальный характер, так как о ней не сообщали ни белорусская, ни болгарская стороны.
По данным Рейтер, по итогам встречи с Лукашенко глава МИД Болгарии подготовил письмо с предложениями верховному представителю Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, а также министрам иностранных дел ЕС. Согласно письму, Лукашенко согласился отпустить, по крайней мере, четырех политзаключенных до конца этой недели и снять обвинения еще с двух. Все другие политические активисты должны быть освобождены к середине октября, утверждает Рейтер.
Также в письме Николая Младенова упоминается намерение белорусских властей организовать круглые столы с оппозицией по вопросам развития страны.
Кроме того, выбор Болгарии в качестве посредника Младенов объясняет тем, что от такой роли ранее отказались Литва и Италия — страны ЕС, руководство которых не стеснялось поддерживать официальные контакты на высшем уровне с «последней диктатурой» Европы. Однако, по данным источника Рейтер, на этот раз белорусские власти получили из Вильнюса и Рима категорический отказ.
Как отмечается в письме Николая Младенова, желание Лукашенко улучшить отношения с Евросоюзом, очевидно, связано с санкциями, введенными ЕС в ответ на политические репрессии в отношении оппонентов белорусской власти после 19 декабря 2010 года.
Болгария, кстати, выступает за «категорическое давление» на Беларусь. Ранее Николай Младенов заявлял, что правительство Болгарии считает необходимым усилить политическое давление и ужесточить санкции в отношении официального Минска, а также усилить поддержку белорусской оппозиции. «Думаю, что в отношении Беларуси все-таки следует применять другой инструмент: давление, категорическое давление, санкции и поддержка оппозиции», — говорил глава МИД Болгарии в начале июня.
Скептически к намекам Лукашенко на возобновление диалога с ЕС относятся как оппоненты белорусской власти внутри страны, так и европейские политики. Какие-либо политические переговоры между властью и оппозицией, солидарно заявляют лидеры демократического движения, возможны лишь после безусловного освобождения и полной реабилитации всех политзаключенных.
«Открыть двери тюрем и освободить — этого недостаточно. Я убежден, что политические заключенные должны быть реабилитированы, и только тогда мы сможем начать какой-то диалог», — заявил в среду глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис.
«Если президент Лукашенко всерьез говорит о круглом столе, немедленное освобождение всех политических заключенных и их реабилитация является необходимым условием», — считает министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски.