8.500 рублей — такой курс доллара сложился на дополнительных биржевых торгах вчера. При этом объем купли–продажи был в 2,8 раза выше, чем днем раньше. Можно ли ожидать, что рынок стабилизируется на отметке 8.500 — 8.600? Или курсы изменятся? В какую сторону? И как конъюнктура валютного рынка повлияет на нашу жизнь? Вот что думают эксперты.
Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев считает, если Правительство и Нацбанк выполнят свое обещание и ужесточат денежно–кредитную политику, то курс доллара может упасть. Единый курс, по мнению эксперта, при отсутствии эмиссии будет ближе к 5 тысячам рублей, а не к 8.500.
Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Александр Готовский также отмечает: отказавшись от эмиссии, можно сбить курс доллара. «Суть вопроса не в печатании денег как таковом. А в том, что Правительству и Нацбанку следует пересмотреть структуру расходов». В прошлые годы, по словам экономиста, наше потребление опережало производство. А инвестиции превышали возможности экономики. «И если сейчас потреблять мы стали меньше из–за снижения доходов, то в инвестиционные проекты продолжают вливаться большие деньги. В строительство новых объектов, в оборудование». По мнению А.Готовского, государству следует пересмотреть свой инвестиционный портфель: «Какие–то проекты и стройки, пожалуй, следует отложить. От каких–то вообще отказаться, поскольку не просчитывается эффективность. Понятно, при таком подходе мы не получим высоких темпов ВВП. Но сейчас гораздо важнее выйти на устойчивое экономическое развитие. Если мы скорректируем инвестиционные планы, то и деньги печатать не понадобится в таком объеме, как раньше. Это положительно отразится на курсе рубля».
Экономист Исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук также считает: многое зависит от того, насколько жесткой будет политика Нацбанка и Правительства в области расходов. Также важно, захотят ли экспортеры продавать валюту по нынешнему курсу: «Пока еще нет всей статистики по августу, но по ощущениям, интуитивно я полагаю, нынешний курс — объективный. Он отражает реальную ситуацию на рынке». Значит, предприятиям есть смысл продавать валюту на биржевой допсессии.
Мои собеседники допускают, что единый курс, на который Нацбанк рассчитывает выйти через 1,5 — 2 месяца, может быть и меньше, чем 8,5 — 8,6 тыс. За счет естественных факторов: увеличения экспортной выручки, предложения валюты на бирже, сокращения рублевой массы.
А вот стоит ли сбивать курс интервенциями — здесь у экспертов нет единого мнения. Дмитрий Крук считает, этого лучше не делать: «Во–первых, объективно у Нацбанка сегодня нет лишних ресурсов для значительных интервенций. А деньги, которые поступят от намеченной приватизации, придется направить на погашение внешних займов. Но даже если вбросить несколько миллиардов долларов на рынок, чтоб искусственно укрепить рубль, это, скорее всего, обернется простым проеданием золотовалютных резервов. В чем смысл?»
Эксперты отмечают, что даже при нынешнем курсе 8.500 уровень жизни не станет ниже, чем в августе. Скорее, наоборот, за зарплату можно будет купить больше импортных товаров. Александр Готовский напоминает: летом, когда курс формировался на «черном» рынке, многие продавцы закладывали в цену всевозможные риски. «В итоге упаковка памперсов, например, которая стоит 20 долларов, продавалась по 250 тысяч. Это что получается, 12.500 за доллар? Или взять стройматериалы, в которых закладывался курс до 15 тысяч. Теперь, когда заработал легальный валютный рынок и есть возможность купить доллар по 8.500, таких бешеных цен быть не должно».
Александр Готовский напоминает также о планах Правительства повысить тарифную ставку первого разряда: «Доходы подрастут, а курс доллара к концу года, возможно, несколько снизится. Конечно, к средней зарплате 500 долларов в ближайшие месяцы мы не вернемся. Но и 180 — 200 она быть не должна. Поскольку возможности нашей экономики, ее конкурентоспособность даже сегодня позволяют обеспечить более достойный уровень жизни».