Вчера Александр Лукашенко встретился с кардиологами, которые съехались в Минск на II Евразийский конгресс. Среди гостей выделялась миниатюрная, но гигантская по меркам мировой медицины фигура академика Чазова. Один московский глянцевый журнал недавно написал про Евгения Ивановича: «Он лечил девятнадцать лидеров пятнадцати стран мира. Его надо занести в Книгу рекордов Гиннесса»... Так получилось, что больше всего Президент общался с ним, хотя обращался он и к врачам из Украины, Сербии, Казахстана, Кыргызстана и других стран, направивших своих делегатов на минский конгресс. Александр Лукашенко попросил иностранных специалистов дать свои рекомендации, каким путем следует сегодня идти в здравоохранении. «Хотелось бы честно от вас услышать, чего нам не хватает», — пояснил он свою просьбу. Единственное, на что Беларусь никогда не пойдет, подчеркнул Президент, так это не будет переводить государственную медицину на частные рельсы. «Здравоохранение — это не сфера приватизации!» — это заявление было адресовано не столько иностранцам, сколько внутренней аудитории. Для других новшеств мы открыты.
Кардиологи из Европы и Азии отметили прогресс в белорусских клиниках, которые они посетили. Их рекомендации касались развития фундаментальных медицинских исследований, которые тоже не стоит упускать из вида. Например, в области генетики. Ведь сейчас уже в детские годы можно спрогнозировать, чем будет болеть человек в старости.
«То, что вы решили провести конгресс у нас, — это говорит о том, что признается белорусская школа. Иначе кто бы сюда поехал, — рассуждает Президент. — Но мало того, что создается хороший имидж государству, ведь еще и приехали лучшие специалисты. Самое главное, к чему я подталкиваю своих медиков, — едьте по всему миру, учитесь!»
Но для начала Александр Лукашенко подробно рассказал иностранным академикам и профессорам о том, как в Беларуси проводится реформа здравоохранения. Говорил он от себя, в подготовленных тезисах вступительного слова ничего этого не было. И рассказ был довольно долгий, поскольку Президент начал с того, как переустраивались сельские ФАПы, а закончил столичными медицинскими центрами.
Президент Евразийской ассоциации кардиологов Анатолий Мартынов из Российской академии медицинских наук потом еще долго вслух удивлялся, что глава государства разбирается в тонкостях медицинской сферы, ведь это требует много времени и определенного опыта.
«Я так подробно об этом говорю, потому что это предмет моей гордости», — признался Александр Лукашенко. Он упомянул о том, как в Беларуси делали первую пересадку сердца. О том, как удалось организовать уход за одинокими стариками в деревнях, снизить до мирового минимума смертность при родах.
По словам Президента, ему лично пришлось принимать решения по всем этим и многим другим направлениям здравоохранения, поскольку они требовали огромных финансовых вложений. «Как вы понимаете, это денег в казну не приносит, — сделал он ремарку. — Но я об этом не жалею, несмотря на те финансовые проблемы, которые у нас были и еще немного остались»...
Задача снизить смертность от сердечно–сосудистых заболеваний очень масштабная. Ведь это самая главная, самая первая причина смертности на планете и в Беларуси. По статистике, на их долю в мире приходится 57 процентов смертей, а это 17 миллионов человек ежегодно.
Правда, как пояснил сербский профессор–аритмолог Горан Миласинович, в странах Западной Европы картина уже несколько иная. Нам есть к чему стремиться. Там сердце лечат лучше и живут дольше. Поэтому, если брать статистику, чаще умирают от старческого Альцгеймера или рака.
Гость из Сербии порекомендовал решать проблему закупкой медицинского оборудования и тут же деловито предложил услуги своей организации. Но почему–то кажется, что одними только дефибрилляторами или еще чем людей не спасешь. Хотя наверняка и это надо. Но еще нужнее комплексный государственный подход.
Насчет государственного подхода в резиденции на Карла Маркса, 38 состоялась отдельная дискуссия. Точнее будет сказать, что собеседники — Александр Лукашенко и Евгений Чазов — говорили в унисон.
«Я государственник и борюсь за сильную государственную медицину», — подчеркивает прославленный российский кардиолог. Он рассказал, как, будучи министром здравоохранения СССР, встречался с Маргарет Тэтчер. Баронесса без колебаний приватизировала шахты и дороги, но не тронула медицинские центры, которые принадлежали государству. Почему? «Если бы я это сделала, то назавтра уже не была бы премьер–министром», — был ее ответ.
И по мнению Президента, все, что создано государством в здравоохранении, — должно быть государственным. Каждый человек должен иметь доступ к по–настоящему качественной медицине. Реформы в направлении этой цели будут продолжены. Сделать еще предстоит много. А если кто–то готов платить за особые услуги — для этого есть частные центры. Для развития частной медицины также должны быть созданы все условия.