Площадь давит даже на крутых лидеров, будь то Беларусь или Россия. Вот и Владимир Путин на прямой линии 15 декабря был вынужден амортизировать прессинг Болотной площади.
Он заговорил о возможности вернуть выборы губернаторов и аналогично формировать верхнюю палату парламента. А фишкой стало предложение на грядущих президентских выборах поставить веб-камеры на всех 90 тысячах избирательных участков и вывести трансляцию в интернет — чтобы отсечь спекуляции насчет фальсификаций.
Интересно, вдохновят ли эти новации белорусское начальство? И второй вопрос: что сулит Беларуси подтвержденная Путиным перспектива единой валюты в рамках Евразийского союза?
Пустышка или ловушка?
Одни аналитики говорят, что Евразийский союз — предвыборная пиаровская пустышка и не надо впадать в фобию потери независимости; другие твердят, что это для Беларуси ловушка: где коготок увяз, там всей птичке пропасть.
«Я думаю, это пропагандистская туфта», — в такой нестрогой терминологической манере квалифицировал заявления Путина о единой валюте Евразийского союза белорусский финансовый аналитик Сергей Чалый.
Рефрен российского лидера эксперт объясняет тем, что накануне выборов претенденту на возвращение в Кремль «надо же демонстрировать какое-то движение вперед» в плане реализации амбициозных интеграционных планов.
В принципе, теоретически введение единой валюты «тройки» возможно, добавляет собеседник Naviny.by. Но «только после глубочайшей унификации всего: бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики, механизма межбюджетных трансфертов».
Эксперт сомневается, что так далеко удастся зайти в рамках «тройки» постсоветских авторитарных режимов.
Комментируя ссылки Путина на пример Евросоюза, усиливающего финансовую, бюджетную интеграцию, Сергей Чалый заметил: пример ЕС как раз таки и показывает, что единая валюта, введенная рано, — большая проблема.
Вообще опыт еврозоны показал, что денежный союз невозможен без союза бюджетного — фискального, налогового. Об этом уже твердят все. Сергей Чалый дополняет расхожий анализ собственным выводом: фискальный союз, в свою очередь, невозможен без союза политического, электорального. На такой вариант Александр Лукашенко — да и не только он — пойти не способен, резюмировал собеседник.
Лукашенко попробует «разговаривать с Кремлем через Запад»
В свою очередь, Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба», отмечая изрядную долю предвыборного пиара в речах Путина о евразийской интеграции, не склонен считать, что потом желание Кремля сойдет на нет.
«Пока в отношениях партнеров — медовый месяц, — отметил аналитик в комментарии для Naviny.by. — Но после российских выборов противоречия могут вылезть во всей красе».
В этой связи обращают на себя внимание акценты Александра Лукашенко в недавнем интервью радиостанции «Русская служба новостей». Белорусский официальный лидер педалировал тему сохранения независимости: «Задача любой власти, а в Беларуси прежде всего, найти такой коридор, по которому ты можешь пройти, не задев интересов других, и не продаться, не продать свой суверенитет».
Ресурс сопротивления имперским поползновениям Москвы у Минска пока есть, но он истощается, считает Евгений Прейгерман. Причины, по словам аналитика, в том, что усиливается кредитная зависимость от России, продолжается продажа активов ее капиталу, «уменьшается амплитуда геополитических качелей».
Плюс — все больше угрожает «ловушка немодернизации». Последнее означает, что дотации с востока, и прежде всего нефтегазовый наркотик, окончательно отбивают волю к реформам. В итоге — как только Россия притормаживает денежные потоки, белорусская экономика подвисает.
Впрочем, Кремль ошибается, если думает взять Беларусь голыми руками. Евгений Прейгерман прогнозирует, что в устах Минска рассчитанный на Европу лозунг «Русские идут!» может сработать еще раз. Во всяком случае, «попытка реанимации западного вектора будет».
Наш собеседник опровергает мнение, что Запад не интересен Лукашенко, поскольку не может отвалить столь же щедрый куш, как Москва. Расширение свободы геополитического маневра ценно само по себе, так что Минск на каком-то этапе вновь попробует «разговаривать с Кремлем через Запад», предполагает аналитик.
Минск обойдется без гнилых экспериментов
Что же касается веб-камер на участках, то недавно переутвержденная глава белорусского ЦИКа Лидия Ермошина уже успела заявить, что у нас этот вопрос не рассматривается.
В целом независимые белорусские эксперты склоняются к мнению, что после шока Площади 19 декабря 2010 года белорусское руководство не станет устраивать никаких игр в «гнилой либерализм» на выборах в Палату представителей, которые пройдут, скорее всего, в сентябре будущего года.
Волнения в России, как считает, в частности, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич, лишь укрепляют правящую верхушку Беларуси в мысли, что эксперименты с «управляемой демократией» — блажь и ненужный риск.
Да уж, фирменный стиль белорусских выборов хорошо известен. И если Путин хочет блеснуть камерами на участках для голосования, то у нас участки и камеры ждут строптивых после голосования.