После года висения над пропастью белорусское руководство может слегка перевести дух. Второе пришествие спасло от полного краха экономику и чуть-чуть пригасило недовольство почти вдвое обедневшего электората.
Часть народонаселения, видимо, оценила вновь продемонстрированное «батькой» умение выбивать ресурсы в Москве. Электоральный на несколько пунктов отполз от сентября-2010. Согласно декабрьскому опросу НИСЭПИ, показатель вырос с 20,5 до 24,9%.
Начальство промокает лоб
Конечно, ситуация для правящих верхов все равно далеко не та, чтобы прыгать до потолка своих высоких кабинетов.
Политический обозреватель Павлюк Быковский отмечает: рост рейтинга главы государства — на грани статистической погрешности. Так что, подчеркнул эксперт в комментарии для Naviny.by, «пока можно констатировать по-прежнему низкий уровень доверия практически ко всем государственным и общественным институтам».
Действительно, тому же Лукашенко не доверяют, по версии НИСЭПИ, 54,5% белорусов. С такими цифрами главе режима, мягко говоря, не пристало уже .
Впрочем, черт с ней, с любовью, тут не до жиру. Главное — снова пронесло, не перекинулась зараза «арабской весны». А ведь от «Стоп-бензинов» и начальных аккордов минувшего лета морозец по спине пробежал было. Помните, вопреки легендарной ненаклоняемости даже цены открутили!
Но сейчас отлегло. Социологи НИСЭПИ на своем птичьем языке отмечают тренд позитивных настроений в обществе: мол, выросли индексы материального положения, ожиданий и правильности курса. Чтобы не грузить терминами и цифрами, поясню в двух словах: народ слегка успокоился, чуть оптимистичнее смотрит в завтрашний день и не рвется выяснять отношения с режимом в обостренных формах.
И это для правящей верхушки — главное. От уличной активности масс больших начальников сразу колбасит. А вот если народ смиренно плетется к , то уж с их содержимым вертикаль как-нибудь , не впервой.
Классика жанра: белорус на гвозде
Адепты революционных стратегий снова в отпаде. Это в какую же еще зловонную лужу — после двух девальваций и более чем стопроцентной инфляции-2011 — надо макнуть белорусов, чтобы наконец закипел их разум возмущенный?
Может, и впрямь мы народ какой-то нетипичный? И анекдот о белорусе, покорно сидящем на гвозде в стуле: «А можа, так і трэба?», — в десятку? Отражает квинтэссенцию национального духа?
«Думаю, что здесь вряд ли уместны рассуждения об извечной покорности и неприхотливости белорусов», — заявил в интервью для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.
По его словам, пару лет назад любой наблюдатель мог бы с таким же основанием рассуждать о некой особой природе арабов — тунисцев, египтян, ливийцев, покорно сносивших многолетнее правление автократов.
Да, насчет последствий «арабской весны» бабушка надвое сказала, но события прошлого года в странах Магриба как минимум не подтвердили теорий относительно извечной арабской покорности судьбе, отмечает Дракохруст. «И связь с экономическим положением тут как минимум непрямая», — подчеркивает наш собеседник.
Он поясняет: ни в Тунисе, ни в Египте, ни в Ливии не было в прошлом году экономической катастрофы, причины тамошних революций достаточно сложны. «Так же трудно сказать, почему россияне, спокойно годами терпевшие манипулируемые выборы и совершенно, казалось, равнодушные к этим манипуляциям, в прошлом декабре выдали столь », — добавляет эксперт,
Реакция же белорусов на крутой экономический сюжет 2011 года — как раз рациональная, считают независимые аналитики. Да, сказался и . Вероятно, и российские пряники впечатлили. Но в принципе, по словам Павлюка Быковского, у нас просто «не возникли условия, чтобы браться за вилы, страна сохранила управляемость».
Юрий Дракохруст также отмечает, что сыграли роль стабилизационные меры правительства: в обменники вернулся доллар («это как в старом анекдоте насчет «выпусти козу»), цены — да, не подарок, конечно, но уже не скачут, как несколько месяцев назад.
Короче — стабилизация, хотя и после дикого промедления, и на гораздо более низком уровне, чем год назад. «А стабильность для белорусов предпочтительнее неопределенности и тем более — падения в пропасть», — резюмирует аналитик.
В отсеке сегодняшнего дня
Надо же: кажется, и руководство, и народ, по Дейлу Карнеги, живут «в отсеке сегодняшнего дня»! Верхи рефлекторно бьют по бедовым головам да перманентно латают дыры. Низы довольны, что ценники более-менее устаканились, пусть себе и стали похожи на номера телефонов. Какие там стратегии, исторические вызовы! Живем — хлеб жуем.
Снова снижается доля сторонников европейского выбора Беларуси. Зато усилились пророссийские настроения. Этак Кремль того и гляди втянет без шума и пыли в свою !
Впрочем, не будем так уж валить на народ. По крайней мере, он выглядит в подаче НИСЭПИ несравненно прогрессивнее государственного руководства: большинство респондентов — за рыночные реформы и демократию (которую наверху брезгливо именуют «дерьмократией»).
Пара говорящих цифр: свыше 70% респондентов считают, что важнее изменение нынешнего положения в стране, чем его сохранение, и только 18% придерживаются противоположного мнения. Черт возьми, да у нас сплошь реформаторы и без пяти минут революционеры!
В чем же закавыка?
«Желание перемен в белорусском обществе пока достаточно абстрактно», — считает минский политолог Андрей Казакевич. «Нет четкого представления, какой должна быть альтернатива», — отметил эксперт в интервью для Naviny.by.
По его словам, такое вот расплывчатое, висящее в общественной атмосфере желание демократии, перемен не слишком опасно для властей. Хуже для них, когда это обретает формы конкретных проектов. Да, и еще: пока «не видно раскола в правящей элите» — а это одно из условий победы стратегий а-ля цветная революция.
Другое дело, что «революции происходят, когда их не ожидают», подчеркивает Андрей Казакевич. В частности, для предотвращения социального взрыва властям нужно уметь маневрировать. И когда Лукашенко вербально отрицает реформы — он, вероятно, во многом бравирует.
На самом деле, считает аналитик, изменения в стране неизбежны, как минимум экономические — под давлением России. Другое дело, что тонкая политическая игра, по выражению Казакевича, не относится к числу талантов Александра Лукашенко.
Впрочем, и его внутренние оппоненты не в лучшем состоянии. Рейтинг доверия оппозиционным партиям — 13,4%, личный рейтинг Андрея Санникова — 7,1%, Владимира Некляева — 6%.
Кто вы, мистер НеЛукашенко?
«В сегодняшней ситуации у , вероятно, вообще не может быть сильной стратегии», — констатирует Андрей Казакевич. Действительно, у оппонентов режима стало хуже с ресурсами, разгромлена инфраструктура, да и внешняя конъюнктура неблагоприятна (, а Россия подыгрывает Лукашенко).
Однако столь мрачный антураж, отмечают аналитики НИСЭПИ, не помешал появиться мифическому сопернику действующего президента «с фантастическим рейтингом в 44,6%».
Речь идет о раскладе ответов на вопрос: «Если бы вы знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А.Лукашенко на следующих президентских выборах, то проголосовали бы за него или за А.Лукашенко?».
Так вот, за условного НеЛукашенко готовы проголосовать 44,6%, в то время как за бессменного президента — лишь 21,7%.
Но почему это лишь в абстракции, в чем, опять же, загвоздка?
Загвоздка, думаю, в практической невыполнимости условия «успешно конкурировать». Режим зрит в корень и методично устраняет саму возможность нормального, цивилизованного политического соперничества.
Дело не в том, что перевелись незаурядные личности на земле белорусской. Но стоит кому высунуться — его тут же вбивают по самую плешку. Вырубают в буквальном смысле слова. Некляеву — в глаз до потери сознания, Санникова — на пять лет в тюрьму и т.д. Вот и попробуй тут «успешно конкурировать»!
Метода вроде бы классно работает. Но есть нюанс: примерно так же до поры до времени правили арабские и прочие диктаторы, . Баюкая себя мыслями типа: да наши бедуины такие — их хоть на гвоздь посади…
Там, где власть не меняется цивилизованно, в какой-то момент, подкравшись незаметно, происходит нецивилизованный эксцесс.