У Лукашенко рейтинг вдвое ниже, чем у его соперника. 21.by

У Лукашенко рейтинг вдвое ниже, чем у его соперника

04.01.2012 14:24 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


После года висения над пропастью белорусское руководство может слегка перевести дух. Второе пришествие российских дотаций спасло от полного краха экономику и чуть-чуть пригасило недовольство почти вдвое обедневшего электората.

Часть народонаселения, видимо, оценила вновь продемонстрированное «батькой» умение выбивать ресурсы в Москве. Электоральный рейтинг Александра Лукашенко на несколько пунктов отполз от исторического минимума сентября-2010. Согласно декабрьскому опросу НИСЭПИ, показатель вырос с 20,5 до 24,9%.

У Лукашенко рейтинг вдвое ниже, чем у его соперника


Начальство промокает лоб

Конечно, ситуация для правящих верхов все равно далеко не та, чтобы прыгать до потолка своих высоких кабинетов.

Политический обозреватель Павлюк Быковский отмечает: рост рейтинга главы государства — на грани статистической погрешности. Так что, подчеркнул эксперт в комментарии для Naviny.by, «пока можно констатировать по-прежнему низкий уровень доверия практически ко всем государственным и общественным институтам».

Действительно, тому же Лукашенко не доверяют, по версии НИСЭПИ, 54,5% белорусов. С такими цифрами главе режима, мягко говоря, не пристало уже козырять всенародной любовью.

Впрочем, черт с ней, с любовью, тут не до жиру. Главное — снова пронесло, не перекинулась зараза «арабской весны». А ведь от «Стоп-бензинов» и начальных аккордов «сетевой революции» минувшего лета морозец по спине пробежал было. Помните, вопреки легендарной ненаклоняемости даже цены на топливо открутили!

Но сейчас отлегло. Социологи НИСЭПИ на своем птичьем языке отмечают тренд позитивных настроений в обществе: мол, выросли индексы материального положения, ожиданий и правильности курса. Чтобы не грузить терминами и цифрами, поясню в двух словах: народ слегка успокоился, чуть оптимистичнее смотрит в завтрашний день и не рвется выяснять отношения с режимом в обостренных формах.

И это для правящей верхушки — главное. От уличной активности масс больших начальников сразу колбасит. А вот если народ смиренно плетется к урнам для голосования, то уж с их содержимым вертикаль как-нибудь разберется, не впервой.


Классика жанра: белорус на гвозде

Адепты революционных стратегий снова в отпаде. Это в какую же еще зловонную лужу — после двух девальваций и более чем стопроцентной инфляции-2011 — надо макнуть белорусов, чтобы наконец закипел их разум возмущенный?

Может, и впрямь мы народ какой-то нетипичный? И анекдот о белорусе, покорно сидящем на гвозде в стуле: «А можа, так і трэба?», — в десятку? Отражает квинтэссенцию национального духа?

«Думаю, что здесь вряд ли уместны рассуждения об извечной покорности и неприхотливости белорусов», — заявил в интервью для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.

По его словам, пару лет назад любой наблюдатель мог бы с таким же основанием рассуждать о некой особой природе арабов — тунисцев, египтян, ливийцев, покорно сносивших многолетнее правление автократов.

Да, насчет последствий «арабской весны» бабушка надвое сказала, но события прошлого года в странах Магриба как минимум не подтвердили теорий относительно извечной арабской покорности судьбе, отмечает Дракохруст. «И связь с экономическим положением тут как минимум непрямая», — подчеркивает наш собеседник.

Он поясняет: ни в Тунисе, ни в Египте, ни в Ливии не было в прошлом году экономической катастрофы, причины тамошних революций достаточно сложны. «Так же трудно сказать, почему россияне, спокойно годами терпевшие манипулируемые выборы и совершенно, казалось, равнодушные к этим манипуляциям, в прошлом декабре выдали столь неожиданную реакцию», — добавляет эксперт,

Реакция же белорусов на крутой экономический сюжет 2011 года — как раз рациональная, считают независимые аналитики. Да, сказался и фактор страха. Вероятно, и российские пряники впечатлили. Но в принципе, по словам Павлюка Быковского, у нас просто «не возникли условия, чтобы браться за вилы, страна сохранила управляемость».

Юрий Дракохруст также отмечает, что сыграли роль стабилизационные меры правительства: в обменники вернулся доллар («это как в старом анекдоте насчет «выпусти козу»), цены — да, не подарок, конечно, но уже не скачут, как несколько месяцев назад.

Короче — стабилизация, хотя и после дикого промедления, и на гораздо более низком уровне, чем год назад. «А стабильность для белорусов предпочтительнее неопределенности и тем более — падения в пропасть», — резюмирует аналитик.


В отсеке сегодняшнего дня

Надо же: кажется, и руководство, и народ, по Дейлу Карнеги, живут «в отсеке сегодняшнего дня»! Верхи рефлекторно бьют по бедовым головам да перманентно латают дыры. Низы довольны, что ценники более-менее устаканились, пусть себе и стали похожи на номера телефонов. Какие там стратегии, исторические вызовы! Живем — хлеб жуем.

Снова снижается доля сторонников европейского выбора Беларуси. Зато усилились пророссийские настроения. Этак Кремль того и гляди втянет без шума и пыли в свою ловушку Евразийского союза!

Впрочем, не будем так уж валить на народ. По крайней мере, он выглядит в подаче НИСЭПИ несравненно прогрессивнее государственного руководства: большинство респондентов — за рыночные реформы и демократию (которую наверху брезгливо именуют «дерьмократией»).

Пара говорящих цифр: свыше 70% респондентов считают, что важнее изменение нынешнего положения в стране, чем его сохранение, и только 18% придерживаются противоположного мнения. Черт возьми, да у нас сплошь реформаторы и без пяти минут революционеры!

В чем же закавыка?

«Желание перемен в белорусском обществе пока достаточно абстрактно», — считает минский политолог Андрей Казакевич. «Нет четкого представления, какой должна быть альтернатива», — отметил эксперт в интервью для Naviny.by.

По его словам, такое вот расплывчатое, висящее в общественной атмосфере желание демократии, перемен не слишком опасно для властей. Хуже для них, когда это обретает формы конкретных проектов. Да, и еще: пока «не видно раскола в правящей элите» — а это одно из условий победы стратегий а-ля цветная революция.

Другое дело, что «революции происходят, когда их не ожидают», подчеркивает Андрей Казакевич. В частности, для предотвращения социального взрыва властям нужно уметь маневрировать. И когда Лукашенко вербально отрицает реформы — он, вероятно, во многом бравирует.

На самом деле, считает аналитик, изменения в стране неизбежны, как минимум экономические — под давлением России. Другое дело, что тонкая политическая игра, по выражению Казакевича, не относится к числу талантов Александра Лукашенко.

Впрочем, и его внутренние оппоненты не в лучшем состоянии. Рейтинг доверия оппозиционным партиям — 13,4%, личный рейтинг Андрея Санникова — 7,1%, Владимира Некляева — 6%.


Кто вы, мистер НеЛукашенко?

«В сегодняшней ситуации у политической оппозиции, вероятно, вообще не может быть сильной стратегии», — констатирует Андрей Казакевич. Действительно, у оппонентов режима стало хуже с ресурсами, разгромлена инфраструктура, да и внешняя конъюнктура неблагоприятна (Европе не до Беларуси, а Россия подыгрывает Лукашенко).

Однако столь мрачный антураж, отмечают аналитики НИСЭПИ, не помешал появиться мифическому сопернику действующего президента «с фантастическим рейтингом в 44,6%».

Речь идет о раскладе ответов на вопрос: «Если бы вы знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А.Лукашенко на следующих президентских выборах, то проголосовали бы за него или за А.Лукашенко?».

Так вот, за условного НеЛукашенко готовы проголосовать 44,6%, в то время как за бессменного президента — лишь 21,7%.

Но почему это лишь в абстракции, в чем, опять же, загвоздка?

Загвоздка, думаю, в практической невыполнимости условия «успешно конкурировать». Режим зрит в корень и методично устраняет саму возможность нормального, цивилизованного политического соперничества.

Дело не в том, что перевелись незаурядные личности на земле белорусской. Но стоит кому высунуться — его тут же вбивают по самую плешку. Вырубают в буквальном смысле слова. Некляеву — в глаз до потери сознания, Санникова — на пять лет в тюрьму и т.д. Вот и попробуй тут «успешно конкурировать»!

Метода вроде бы классно работает. Но есть нюанс: примерно так же до поры до времени правили арабские и прочие диктаторы, друзья официального Минска. Баюкая себя мыслями типа: да наши бедуины такие — их хоть на гвоздь посади…

Там, где власть не меняется цивилизованно, в какой-то момент, подкравшись незаметно, происходит нецивилизованный эксцесс.



Александр КЛАСКОВСКИЙ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Но в природе такого соперника пока просто не существует…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика