В тот самый момент, когда европейские кредиторы стремительно теряют платежеспособность, европейские депутаты... перешли на бартерные сделки. Такое скандальное заявление сделал вчера британский евродепутат Нирдж Дэва, раскритиковавший своих коллег за излишнюю прагматичность. «На наших глазах совершается махинация с председательством в парламенте, который представляет 500 миллионов человек и самую крупную в мире экономику, — сказал Нирдж Дэва. — Это похоже на бартерную сделку типа «была ваша очередь — теперь моя».
Негодование британца вызвал процесс избрания нового председателя Европарламента, который он даже сравнил с передачей власти в Кремле... Впрочем, для европарламентариев это звучит скорее как комплимент, так как сильно повышает их политическую значимость. На самом деле на кону — другие ценности. Вчера агентство S&P вслед за снижением рейтинга стран еврозоны понизило и оценку европейского фонда стабильности — прямо накануне размещения его облигаций.
Это означает, что теперь фонд имеет меньше средств на поддержку проблемных стран и должен будет просить дополнительных вливаний у тех из своих поручителей, кто пока сохранил высший рейтинг. В еврозоне высшую оценку ААА сохранили лишь Германия, Люксембург, Нидерланды и Финляндия. И только у Германии высшая ступень рейтинга сочетается со стабильным прогнозом. Кстати, возможно, именно поэтому исход выборов в Европарламенте был предрешен заранее и спикером в итоге стал немецкий социал–демократ Мартин Шульц. Ведь немцы обладают самым ценным из активов — экономической стабильностью, и обмен ее на политическое влияние является вопросом предрешенным.
Ангела Меркель и сегодня со всем немецким напором добивается того, чтобы не позднее 29 января договориться о создании бюджетного союза. Все страны еврозоны обяжут под страхом огромных штрафов держать бюджетные дефициты в пределах 3% ВВП, а госдолги — 60%.
Возникает вопрос: как, если даже у Франции госдолг сегодня составляет более 85% ВВП? И самое главное — вся еврозона переживает рецессию. Как ни крути, а агентство S&P вполне справедливо опустило страновые рейтинги в эти дни.
Но самое страшное, что аналитики агентства вообще не верят в бюджетную стабилизацию всей еврозоны. Предполагается, что еврозона может выжить только в границах шести стран: Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и Финляндии. Остальным придется вернуться к национальным валютам и спасаться от долгового кризиса за счет их девальвации.
Как бы не пришлось делать то же самое с рублем, предупреждает «Московский комсомолец».
В понедельник международное рейтинговое агентство Fitch объявило, что изменило прогноз российского рейтинга ВВВ с «позитивного» на «стабильный». Причина та же, что и снижение рейтинга девяти европейских стран — отсутствие экономического роста в Европе. Россия от него сильно зависит. Получается, резюмирует «МК», что хранить сбережения в евро и рублях становится все опаснее. Остается единственный инструмент — доллар. Его даже госдолг США, недавно превысивший 100% ВВП, никак не может подкосить.
Кстати, немецкая газета «Бильд» также сделала вывод о ведущейся «валютной войне» между долларом и евро. Ведь конкурентная борьба в мире никуда не исчезла.
Любопытно, что на эту тему в последнее время стал активно выступать такой известный идеолог американской гегемонии, как Збигнев Бжезинский. В своей книге «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи» Бжезинский рисует пугающую картину «отступающего Запада», одна часть которого — Европа — превращается в «комфортабельный дом престарелых», а другая часть — США — сталкивается с экономическим упадком в сочетании с политической беспомощностью.
Собственно, именно эту картину зафиксировали сегодня рейтинговые агентства, и вскоре данная проблема должна в полный рост стать перед западными политиками и сказаться на их новых стратегиях. Выход один — либо вернуться к всеобщему экономическому росту, либо перейти к политическому бартеру, выторговывая для себя теплые места. Но это избиратель вряд ли допустит.