«Цветные революции» начала этого века и прошлогодняя «арабская весна» возобновили активные дискуссии об эффективности поддержки демократии извне. Политологи, равно как и политики, чиновники, активисты гражданского общества спорят о необходимости и возможностях оказания помощи гражданскому обществу в авторитарных странах, таких как Беларусь. Только ленивый не упрекнет сегодня организаторов внешней помощи в неэффективности их работы. Между тем альтернативы такой поддержке нет.
Белорусские власти считают усилия западных стран по развитию демократических процессов в стране вмешательством во внутренние дела. С конца 90-х годов принимаются законы и поправки в законы, чтобы сделать любую внешнюю поддержку белорусского гражданского общества нелегальной. Каждый проект такого рода на территории Беларуси должен быть одобрен и зарегистрирован. Законодательство делает общественные структуры уязвимыми: после отказа в регистрации их члены подпадают под уголовную статью за деятельность от имени незарегистрированной организации, открыто работать становится невозможно.
Западные правительства и фонды не оставляют попыток поддержать усилия белорусских демократов, но возможности такой поддержки сильно ограничены, причем не только белорусскими властями. Большинство иностранных доноров, согласно внутренним правилам, могут работать только с зарегистрированной структурой или при наличии третьего партнера в стране — соседке Беларуси.
По мнению немецкого политолога Франка Шиммельфеннига, Беларусь — показательный пример того, как последовательная поддержка процессов демократизации со стороны Запада может иметь фактически нулевой результат.
Эксперт отмечает: с 90-х годов Евросоюз перепробовал все доступные инструменты, начинал диалог с властями и вводил против них санкции, при этом расширяя поддержку гражданского общества.
По мнению европеиста, для успешной демократизации третьих стран Евросоюзу или западному фонду нужен внутри страны партнер, который был бы не только заинтересован в демократической трансформации, но и способен ее реализовать.
По сути, для успешной демократизации ЕС может положиться только на сотрудничество с белорусскими властями, но не на борьбу с ними. Брюссель может помочь Беларуси прийти к демократии, но не заставить авторитарную власть свернуть на демократический путь, подытожил Шиммельфенниг.
Немецкий политолог считает: властям необходимо предлагать, что их интересует. «Золотым пряником» для многих стран было членство в ЕС, которое сейчас не предлагается, потому что объединенная Европа занята внутренними проблемами, да и единого мнения по вопросу расширения нет.
Европеист говорит о том, что демократизация извне разве что в исключительных случаях приводит к смене власти. Точнее, если власть меняется, то внешние силы, способствовавшие демократизации, ищут возможность записать это на свой счет. Работа иностранных правительств и фондов по демократизации начинается как раз после смены власти: внешние структуры способны принести в страну свои знания и опыт, внедрять которые может, опять же, только власть.
При этом революция не гарантирует демократизации страны, напоминает Шиммельфенниг, хотя и повышает шансы демократизации. Да и программы ЕС по демократизации не совсем бессмысленны, ведь фонды в немалой степени уже делают то, что нужно: поддерживают уязвимое гражданское общество и общественные структуры.
И пусть эта поддержка не влечет автоматически демократизации — она позволяет профессионализировать и подготовить третий сектор к работе в условиях свободы. Демократии нужны демократы, которые придут из гражданского общества, а им — поддержка и обучение, говорит Шиммельфенниг.
В этом же ключе аргументирует свою позицию глава Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ) Ральф Фюкс. По его словам, гражданское общество в авторитарных странах может рассчитывать только на внешнюю помощь, она важна просто для выживания немногочисленных активистов. Результативность этой помощи и ее непосредственное влияние на демократизацию страны для фондов не столь важно, ведь ход общественных процессов зависит от слишком многих внутренних факторов, считает Фюкс.
Один из идеологов «цветных революций» и основателей сербского движения «Отпор» Срджа Попович тоже напоминает, что поддержка гражданского общества, будь то общественные семинары об избирательном процессе или практические занятия для НГО, — очень важное условие демократизации. Необходимо, чтобы для перемен созрели 3-8 процентов общества, считает Попович.
Сербский «конструктор цветных революций» полагает, что в Беларуси соблюдается только последний из трех основных принципов его стратегии успешного давления на власть (единство оппозиции, тщательное планирование и борьба без применения насилия). При этом, по мнению Поповича, одна из проблем в том, что Запад порой финансирует тех, кто пишет красивые отчеты, а не активистов, которые могут быть эффективными.
Член правления общественного объединения «Центр социальных инноваций» Татьяна Пошевалова согласна с необходимостью внешней поддержки гражданского общества и передачи Беларуси западного опыта трансформаций. Вместе с тем, говорит она, пока мы видим, что копируется больше форма — парламент, суды, разделение властей, — но не содержание, не суть, не функция.
Эксперт также отметила, что сам диалог между Западом и белорусским третьим сектором нуждается в диалоге: стороны должны обсудить, что для каждой из них важно и как этого достичь, чтобы структурировать и оптимизировать сотрудничество.
В интервью БелаПАНДенис Мельянцов, аналитик Белорусского института стратегических исследований (Вильнюс), подчеркнул важность сохранения в Беларуси альтернативы. Социологические исследования показывают, что общество меняется, и его нужно в этом поддержать. Мельянцов говорит, что становление демократии — дело тонкое и сложное, и, несмотря на сильное ускорение социальных процессов, экстерном экзамен на демократическую зрелость не сдать. И яркий пример тому — Украина.
По мнению политолога, Западу сегодня необходимы долгосрочная стратегия и стратегическое терпение. Западные демократии складывались веками, и следует постепенно прививать ценности демократии, европейские стандарты жизни и поведения белорусскому обществу.
Евросоюз должен показать, что он открыт и хотел бы видеть белорусов частью европейской цивилизации, считает Мельянцов. Он перечисляет пути, которые просты и вместе с тем могут дать огромный эффект: следует отменить шенгенские визы, расширить образовательные программы и программы обмена да и просто шире информировать белорусов о ЕС, программах поддержки и возможностях учиться.
Аналитик подчеркивает: если не упростить доступ к ресурсам ЕС для организаций гражданского общества, самые мелкие из них, которые только начинают развиваться, не всегда смогут написать заявку на участие в проектах и отчеты на 60 страниц на английском языке.
Вместе с тем Мельянцов убежден: сотрудничество с госструктурами будет создавать атмосферу взаимного доверия. Тогда и гражданскому обществу станет вольней жить.
В работе с Беларусью Западу нужно начинать с малого и ставить перед собой реалистичные цели, говорит эксперт.
Внешним донорам, действительно, сложно рассчитывать на то, что задачи, которые они ставят перед собой в плане демократизации и развития гражданского общества, будут достигнуты в короткие сроки. Главные факторы кроются внутри страны. Но для того, чтобы на какой-то стадии они мощно сработали, нужно долго, кропотливо готовить почву.