Ну вот не дают белорусскому начальству отдышаться! Вроде стали уже отползать от финансовой пропасти, миновали пик кризиса (Россия вовремя вкатила дозу дотационного допинга!) — так здрасьте: то тут, то там начал становиться на дыбы рабочий класс.
Самый острый и затяжной конфликт — на «Граните» в Микашевичах, где работники под диким давлением пытаются создать ячейку независимого профсоюза и грозят забастовкой.
Первый симптом брожений в рабочей среде был в прошлом году, когда заартачились борисовские мусорщики. Вообще Борисов оказался революционным городом. Недавно, получив расчетные листки за январь, забастовал народ на тамошнем БАТЭ.
Против низких зарплат выступили и рабочие объединения «Полесье» в Пинске. Ропщут люди на станкостроительном заводе «Атлант» в Барановичах. В Оршанском филиале электросетей полсотни человек решили выйти из официального профсоюза. Такого рода сообщения ныне появляются в независимых СМИ чуть ли не каждый день.
Люди недовольны заработками (на втором месте — начальническое хамство, родовая черта нынешней власти).
Такие пожары лучше всего заливать деньгами. Но печатный станок уже включали на всю катушку перед выборами 2010 года — гнали среднюю зарплату до обещанных бессменным президентом 500 долларов в месяц. Именно разнузданная эмиссия и сорвала страну в финансовый штопор.
Наступать на те же грабли было бы довольно глупо. Но и давить работяг так, как привыкли давить горстку политической оппозиции — дело рискованное. На пролетариате можно и зубы сломать.
Власть попала в ловушку
Аналитики отмечают: эта волна трудовых конфликтов, похоже, стала неприятным сюрпризом для Александра Лукашенко. Казалось, самое страшное позади: инфляцию притормозили, от Москвы получили дешевые энергоресурсы и другие бонусы; вдвое просевшие в результате прошлогодних девальваций заработки вновь стали понемногу расти…
Во всяком случае, сейчас труженики синеокой республики получают значительно больше, чем в 90-х (вспомните: к выборам-2001 Лукашенко обещал как манну небесную какие-то 100 долларов в месяц!). Но тогда не бунтовали, а сейчас каждую неделю где-то новые волнения!
«Белорусы привыкли, что происходит хотя бы маленький рост благосостояния каждый год, — отметил в интервью для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. — Власть уже приучила их к некоему стандарту и сейчас попала в эту ловушку».
Политолог не исключает, что для умасливания пролетариата придется вновь включить печатный станок. А это грозит «сорвать попытку финансовой стабилизации».
Денежный пузырь снова бабахнет
Люди в правительстве, конечно, понимают, что пустые деньги — это новая бомба под едва наметившуюся стабилизацию. Заместитель министра экономики Александр Ярошенко на пресс-конференции в Минске 8 февраля сообщил, что в наступившем году рост заработной платы запланирован на уровне чуть более 4%.
Чиновник сопроводил цифру ликбезом: реальная заработная плата должна «расти в меру или чуть ниже темпов роста производительности труда». Эти темпы в 2012 году составят по плану 5,7%.
Но буквально днем позже Александр Лукашенко поставил перед чиновниками задачу за год-полтора выйти на «докризисный уровень доходов населения». Короче: 500 долларов, дубль два.
А теперь считайте. В декабре прошлого года средний белорус заработал в эквиваленте 342 американских рубля. Значит, за год-полтора надо поднять цифру вполовину, а не на жалкие 4%, о которых лепечет правительство.
Более того! «Что такое средняя зарплата в 500 долларов? Это совсем низкий уровень, который мы должны преодолеть», — заявил глава государства 21 февраля. То есть, накачивать зарплаты будут еще более рьяно?
Лукашенко, правда, подчеркивает, что деньги должны быть заработанными. Но чудес не бывает. Без модернизации (на которую, заметьте, тоже куча денег требуется) обеспечить за год скачок производительности труда в полтора раза — ненаучная фантастика.
Выбор из двух зол
Есть большие подозрения, что к авантюрным посулам правящую верхушку подталкивает именно призрак рабочих бунтов.
Но тут невозможно усидеть на двух стульях. Или суровая монетарная политика, укрощение инфляции — или недальновидный ренессанс популистской экономики с последующей жесткой посадкой.
Что выберут наверху? По мнению Евгения Прейгермана, директора по исследованиям Либерального клуба, в этом плане «сохраняется интрига». Но…
«В критический момент Лукашенко, скорее всего, поведется на рекомендации консервативной группы приближенных экономистов», — прогнозирует аналитик развитие ситуации в комментарии для Naviny.by.
Расшифруем: советы адептов старой школы просты как огурец: нет денег — надо напечатать!
Впрочем, отмечает эксперт, теперь возникла новая рамка — требования Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Напомним: через него Москва траншами цедит Минску кредит. В случае несуразной эмиссии возможен конфликт и по этой линии.
Так что белорусскому начальству придется изворачиваться меж трех огней: 1) недовольные пролетарии, 2) готовая сорваться с поводка инфляция, 3) Москва, которая слезам не верит.
Классика жанра: кнут и пряник
В лице рабочего класса режим получает грозного противника. Не чета хрупким айтишникам, хипстерам и прочим «ботанам», выходившим на молчаливые протесты прошлым летом. И покруче титульной оппозиции, которую давно раскололи, измельчили, нашпиговали агентурой.
«Белорусские власти боятся любой самоорганизации общества», — считает Евгений Прейгерман. Эксперт полагает, что для нейтрализации рабочих волнений вертикаль будет сочетать кнут и пряник в зависимости от обстоятельств.
Той же точки зрения придерживается и политолог Валерий Карбалевич. Он отмечает: в белорусских условиях, когда нет развитого гражданского общества, именно трудовые коллективы являются сильными ядрами горизонтальных связей, цементируют атомизированный социум. К тому же Беларусь остается индустриальной страной, так что постулаты Маркса насчет пролетариев как самого организованного класса — актуальны.
В белорусских же условиях, когда производство в основном государственное, любой трудовой конфликт сразу становится политическим. Это — перчатка, брошенная властям.
Эксперты прогнозируют: в отдельных случаях, как недавно на БАТЭ, работяг постараются умаслить. Но если почуют особую опасность (или просто не хватит пряников), то будут и безжалостно душить, как в прошлом году душили бунты челноков-соляровозов на западной границе.
При этом администрации и спецслужбы станут точечно работать (и уже работают) по зачинщикам. Вырубать вожаков, активистов, чтобы не появился белорусский Валенса. Драконовская контрактная система тут как подарок. Так, Олега Стахаевича, лидера создаваемой на «Граните» независимой профсоюзной организации, быстренько выбросили за ворота.
А лидера Белорусского конгресса независимых профсоюзов Александра Ярошука, который пытается поддержать рабочих «Гранита», на днях вызвали в Генеральную прокуратуру. И показали уголовные статьи, по которым светит до пяти лет тюрьмы.
По словам самого Ярошука, в кабинете директора «Гранита» каждый день сидят сотрудники КГБ. Это обстоятельство коррелируется с недавними откровениями Центра информации и общественных связей КГБ относительно того, что наследниками железного Феликса «на вало- и градообразующих предприятиях выявляются и совместно с госорганами и администрациями локализуются очаги нестабильности».
Как видим, власть без церемоний пускает в ход стальной кулак органов против столь любимого на словах простого народа, как только отдельные его представители перестают покорно тянуть лямку и отваживаются «качать права».
Работяги же, попавшие в оборот, быстро политизируются. И начинают говорить о своих правах не менее пламенно и почти теми же словами, что и партийные оппозиционеры, которые много лет вещали как будто в вакуум, попусту раздавали листовки у проходных.
Но сегодня, когда пошла волна протестной активности рабочих, разбитая и растерявшая моральный капитал оппозиция, похоже, не способна стать во главе. Независимым профсоюзам, загнанным на маргинес, тоже вряд ли по плечу в обозримой перспективе повторить сценарий польской «Солидарности».
Против самих же рабочих у властей два средства — бросать кости тем, что позлее, и грозить палкой остальным. Пока эта нехитрая методика достаточна действенна.