Лукашенко поручил выработать новый механизм формирования и расходования средств инновационных фондов
13.03.2012 20:10
—
Новости Политики
| БелТА
Источник материала: БелТА 13 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил выработать четкий механизм формирования и расходования средств инновационных фондов. Такую задачу он поставил 13 марта на совещании по вопросу формирования таких фондов, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.Как отметил глава государства, правительство внесло предложения по формированию и направлениям использования инновационных фондов. "Это вопрос непростой, по его решению есть много точек зрения. Поэтому надо выработать наиболее оптимальный и эффективный подход. Конечно же, в основе будут лежать общегосударственные интересы и приоритеты развития нашего государства", - подчеркнул Александр Лукашенко. Он напомнил, что когда в 1996 году началось формирование инновационных фондов, главной их целью было стимулировать внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, выпуск наукоемкой продукции. Концентрация финансовых средств в отраслях предусматривала возможность направлять их на наиболее перспективные проекты и важные государственные программы. "В последние годы инновационное развитие является одним из наших приоритетов. Данные целевые бюджетные фонды призваны в полной мере служить активной реализации этого направления", - отметил глава государства. Однако, по словам Александра Лукашенко, серьезный анализ реальной ситуации с формированием и использованием инновационных фондов в отраслях экономики выявляет ряд тенденций. Во-первых, из года в год сокращается количество предприятий, вносящих в них свои отчисления. Если в 2009 году общее количество организаций-плательщиков составляло более 25 тыс. (включая сферу торговли), то в 2011 году их осталось в десять раз меньше. А на 2012 год еще предлагается их сократить. Во-вторых, продолжил Президент, сокращается доля инновационных фондов в валовом внутреннем продукте. В 2011 году она составляла 0,7% против почти 2% в 2009-м. В-третьих, все меньшая часть этих фондов идет на финансирование инноваций. Так, в 2010 году более 50% средств было направлено на финансирование капитальных вложений, а на научно-исследовательские работы и реализацию государственной программы инновационного развития - лишь 11%. Примерно такая же картина была и в 2011 году. "Непонятна в данном случае позиция правительства: эффективность использования средств целевого фонда падает, а действенных мер по улучшению ситуации не принимается. К тому же имеется немало фактов распыления средств и недопустимого их транжирства. Здесь, конечно, поле деятельности Комитета государственного контроля", - сказал Александр Лукашенко. "В этой связи закономерно встает вопрос: оптимален ли существующий метод формирования фондов? Не получится ли так, что весь груз ляжет только на государственные предприятия? Хотя инновационное обновление - важнейшая задача для всех, невзирая на форму собственности. Можно ли считать справедливым сбор и распределение средств инновационных фондов? И главное - что нужно сделать для повышения их эффективной отдачи?" - такие вопросы перед участниками совещания поставил глава государства, потребовав четких и деловых ответов. Министр финансов Андрей Харковец напомнил, что с начала формирования инновационных фондов в 1996 году они использовались как финансовый инструмент перераспределения доходов одних, более эффективных предприятий отрасли в пользу других, как правило, имеющих худшие результаты своей деятельности. Такой подход не обеспечивал достижения целей инновационного развития отраслей, а распыление ресурсов не позволяло реализовать действительно значимый для экономики страны проект. Устраняя по решению Президента эти недостатки, с 2005 года средства инновационных фондов включались в бюджет. Это придало расходам фонда бюджетную дисциплину, повысило эффективность их использования, в том числе за счет направления этих ресурсов на реализацию важнейших государственных программ, таких как госпрограмма развития села, инновационного развития, модернизации белорусской энергосистемы, строительной отрасли, легкой промышленности, а также ряд других. Однако по-настоящему инновационный характер фонды все же не приобрели. При значительном объеме их средств на инновации и науку направлялось около 10% от общих расходов. Основную долю занимали инвестиции, предоставление преференций отдельным предприятиям на удешевление стоимости кредитных ресурсов, погашение бюджетных займов и ссуд. До 2010 года инновационные фонды формировались за счет отчислений от себестоимости предприятий республиканской и коммунальной собственности, хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах, негосударственных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли и строительства. Возникал справедливый вопрос: зачем обременять дополнительным налогом широкий круг плательщиков, если инновационного эффекта явно недостаточно для развития отрасли, а инвестиции носят недостаточно локальный характер модернизации предприятий. С 2010 года применяются новые подходы к формированию и использованию инновационных фондов. Так, из числа плательщиков исключены негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере торговли, а с 2011 года перестали формировать инновационный фонд Минстройархитектуры и негосударственные строительные организации, также была исключена уплата отчислений в инновационные фонды хозяйственными обществами в части, приходящейся на долю негосударственной собственности в уставном фонде. То есть с 2011 года круг плательщиков ограничился республиканскими и коммунальными предприятиями, хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде соразмерно этой доле. При этом всем организациям было предоставлено право производить отчисления в инновационный фонд из прибыли. Тем самым негосударственным предприятиям отраслей были предоставлены новые возможности участия в инновационной деятельности, что позволяет частнику стать партнером министерства в действительно интересном для него проекте. Как подчеркнул Андрей Харковец, здесь уже поддержка инициативы частника за отраслевым министерством, которое должно видеть не только подведомственные предприятия, но и заботиться о развитии отрасли в целом. В то же время министр финансов обратил внимание на то, что имеются другие механизмы, сдерживающие инициативу частника. Это касается требования об увеличении доли государства в капитале частной компании на сумму выделенных из инновационного фонда средств. Это обязательство не способствует консолидации бизнес-идей, ресурсов государства и частного бизнеса, и даже более того, отпугивает. По мнению министра, такое увеличение доли государства в ее капитале представляется недостаточно аргументированным в случае, если объем выделяемых из фонда средств не превышает суммы произведенных этой компанией отчислений в него. Таким образом, решение вопроса видится в более четкой регламентации партнерства государства и бизнеса. Андрей Харковец отметил, что исключение из числа плательщиков негосударственных организаций сферы торговли и строительной отрасли обеспечило наряду с другими мерами по упрощению налогового законодательства существенное улучшение рейтинга налоговой системы Беларуси в оценке Всемирного банка по ведению бизнеса. Беларусь улучшила свою позицию почти на 30 пунктов. В текущем году ожидается такая же динамика, что приближает Беларусь к цели - вхождению в лидирующую группу стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. В проекте указа, представленном главе государства, из числа плательщиков обязательных отчислений предлагалось исключить акционерные общества, доля государства в которых составляет менее 50%. Кроме того, было предложено полностью заменить отчисления от себестоимости на уплату взносов в инновационные фонды из прибыли предприятий, что должно повысить конкурентоспособность белорусской продукции в рамках Единого экономического пространства. Правительство видит возможным решение этой задачи в том, чтобы инновационные фонды вывести из числа бюджетных и начать их формирование по отраслевому принципу органами госуправления с направлением ресурсов фондов на инновационное развитие и отраслевые инновационные проекты. По сути это аналог функционирования централизованных фондов холдингов. Ожидается, что общий объем ресурсов фондов в 2012 году должен составить Br4,7 трлн. Как негативный факт Андрей Харковец отметил то, что две трети расходов фондов идут не на инновационную деятельность, а давно дополняют ряд тех источников финансирования, которые формируются через бюджет, тем самым превратившись в обычный инвестиционный фонд. "Значит, нам некуда вкладывать эти деньги? Ученые, наука не предлагают тех тем, которые можно развивать и из этого фонда оплачивать?" - задал резонный вопрос Президент. "Мы на Всебелорусском народном собрании определились, и я помню выступление Михаила Мясниковича о том, что не будет жизни у страны, если в основу развития не будут положены инновации. Курс определен. Без денег не будет никаких инноваций", - заметил глава государства. Александр Лукашенко подчеркнул, что средства необходимо концентрировать на прорывных направлениях. При этом со своей стороны ученые должны предлагать инновации прикладного характера. "У нас есть эти направления, в которые мы должны вкладывать средства и формировать там группу умных, головастых людей, которые бы нам что-то предлагали. И для всех, не только для расходования госпредприятий. Коль платят частники, то и для частников, и торговли и так далее", - сказал Президент. Президент напомнил участникам совещания, что речь должна вестись об инновационных фондах как главной стратегии развития государства. Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон констатировал, что пока на финансирование инновационной деятельности используются только средства бюджета. И фактически не используются известные в международной практике механизмы: фондовые, венчурные, страховые, на которые глава государства обращал внимание еще в 2009 году в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Он отметил, что многовекторная система финансирования инновационной деятельности прописана и в Концепции национальной безопасности и других программных документах. А потому главная задача состоит во внедрении инструментов для практической реализации этих решений. По мнению Александра Якобсона, в формировании эффективной национальной инновационной системы должны участвовать все субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности. В качестве примера он привел развитые страны, где доля участия частного бизнеса в исследованиях и разработках составляет от 64% до 75% от общей суммы расходов на такие цели. Председатель КГК также считает, что в стране необходимо внедрять другие формы участия частного бизнеса в финансировании инноваций, чем при существующей системе. Кроме того, необходимо навести должный порядок в распоряжении инновационными средствами. Регулярно выявляются факты нецелевого, незаконного и неэффективного использования получателями инновационных средств. За 3 последних года проверками КГК таких фактов установлено на сумму свыше Br12 млрд. Сомнительна также и новизна отдельных проектов, выполняемых за счет средств инновационных фондов. Во многих случаях инновационные средства пропадают, не принося никакой прибыли государству и предприятиям. По различным причинам остались значительные суммы неиспользованных в 2011 году инновационных средств в объеме более Br418 млрд., что составляет почти четвертую часть всех фондов республиканских органов. Председатель Комитета госконтроля считает, что в сложившихся условиях необходимо обеспечить своевременное и эффективное использование каждого рубля инновационных фондов, направлять эти средства исключительно на выпуск высокотехнологичной инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а не транжирить их на текущие расходы, латание дыр проблемных предприятий. "Проблема в бардаке! У вас этим никто не занимается, - подчеркнул Президент, обращаясь к руководителям Национальной академии наук и Государственного комитета по науке и технологиям. - Никто не пришел и не попросил даже денег!". "Это же средства не столько производственников, сколько ученых. Без ученых какие инновации?" - добавил глава государства. "Это должны быть прорывные вещи. Вот тогда мы привлечем мозговитых, толковых людей для того, чтобы они действительно создавали новую Беларусь, новый облик нашего производства и экономики", - считает Президент. Заместитель главы Администрации Президента Андрей Тур отметил, что в настоящее время средства инновационных фондов могут использоваться по 19 направлениям. По его мнению, необходимо определить более строгие критерии и сузить количество направлений. Губернатор Минской области Борис Батура считает, что инновационные фонды должны формироваться за счет предприятий всех форм собственности, как государственных, так и частных. Он поддержал предложение правительства, что отчисления в фонд должны идти за счет прибыли. Александр Лукашенко указал на необходимость выработки четкого механизма: за счет чего будет идти формирование фондов, на что будут расходоваться их средства, где аккумулироваться и что такое инновации. "Это самые святые деньги, которые мы вкладываем в будущее нашей страны и будущее поколений. Каждый министр должен шевелиться, искать инновационные проекты, думать, требовать предложений от ученых, подстегивать их", - считает Президент. "Вы опасаетесь, что мы перегрузим предприятия... Мы им оказали колоссальную поддержку по углеводородам, переработке. Они платят за газ меньше, чем в Германии, наполовину. Поэтому не надо страдать за них, что они бедные и нищие. Пешком никто не ходит, особенно частники. Все должны быть в равных условиях, все должны платить. Другое дело, что министр очень аккуратно, демократично должен расходовать эти деньги", - отметил глава государства. "Формируют фонды все, доступ к их средствам имеют также все: и государственные, и частные предприятия. Распоряжается отраслевой министр. Над министерскими, над ведомственными, общегосударственными суперпрограммами - правительство, которое будет оказывать помощь отраслевому министерству за счет перераспределения", - подытожил Президент. "Надо ликвидировать все нормативно-правовые акты по этому вопросу и создать один - однозначный и капитальный, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Это должен быть единый документ, который определит порядок и поле деятельности по этому направлению для государства". Особое внимание Президент обратил на бережливое расходование инновационных средств: "Каждую копейку надо считать. Все должно быть просчитано. Делайте, как себе. Спросить и проконтролировать у нас есть кому". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Лукашенко поручил выработать новый механизм формирования и расходования средств инновационных фондов "Непонятна в данном случае позиция правительства: эффективность использования средств целевого фонда падает, а действенных мер по улучшению ситуации не...
|
|