Тема политических реформ в Беларуси обсуждается давно. Изменение политической системы страны является излюбленным коньком оппозиции, требующей «демократических преобразований», причем радикализм этих требований нередко граничит с революционным. О необходимости реформ говорят и власти. В Послании Парламенту и народу 8 мая Президент затронул тему возможного реформирования политической системы. Выказав свое скептическое отношение к выборам по пропорциональным партийным спискам, Президент вместе с тем указал на желательность усиления роли партий в жизни страны, однако отметил, что это дело не завтрашнего дня и не ближайшей парламентской кампании.
Каково может быть направление возможных политических преобразований? Как правило, говорят о движении в сторону «классического» партийного парламентаризма, что предполагает усиление роли Парламента, а также развитие партийной системы. Однако прежде чем говорить о развитии парламентаризма и усилении роли партий в жизни общества, необходимо осмыслить весь предыдущий опыт партийного строительства, надо признать, весьма неудачный как в Беларуси, так и в сопредельных постсоветских государствах.
В соответствии со ставшими классическими представлениями Макса Вебера партии в своей эволюции проходят несколько этапов: зарождаясь как небольшие «аристократические кружки», они впоследствии превращаются в устойчивые политические клубы и затем — в массовые политические партии. В странах Запада, которые обычно воспринимаются как образцы партийных систем, эта эволюция заняла несколько столетий, сопровождалась многочисленными социальными потрясениями и революциями. Однако на выходе сформировались довольно устойчивые партийные структуры, с которыми разные группы граждан связывают свои интересы.
В Российской империи, частью которой на тот момент была и Беларусь, становление партийной системы, во многом аналогичной западной, началось в начале XX века. Однако развитие партийного парламентаризма было остановлено Октябрьской революцией, в результате чего в стране на десятилетия установился авторитарный однопартийный строй. Государство, руководимое Коммунистической партией, единолично принимало все жизненно важные решения, не советуясь с гражданским обществом — основной «питательной средой» для развития партий. К моменту распада СССР советское общество подошло без всяких традиций парламентаризма и многопартийности, что уже само по себе осложняло формирование многопартийных систем. Кроме того, нельзя забывать, что «выход» из советской эпохи происходил не в форме планомерных и продуманных реформ, а в виде неуправляемого хаоса и распада. Отсутствие устойчивых парламентских традиций в сочетании с социальным хаосом дали весьма печальные результаты в сфере партийного строительства. Начало 1990–х годов практически во всех постсоветских республиках характеризовалось «партийным многоцветьем», когда возникли десятки партий самой разнообразной идеологической ориентации. Однако эти партии были слабы, малочисленны и быстро сошли с политической сцены, не оставив заметного следа. На смену «партийному многоцветью» пришла эпоха «партий олигархов», обслуживающих интересы крупного капитала, сложившегося во многих бывших республиках СССР (России, Украине). Это партии без четко выраженной идеологии, использующие для победы на выборах популистскую риторику, а также административный ресурс и финансовые возможности своих патронов.
Как следствие, «партийные системы», сложившиеся в большинстве постсоветских государств, практически никак не соотносятся с реальными запросами общества. Партии живут в особом мире политических интриг и закулисных переговоров, мало соотносящемся с насущными потребностями граждан.
Несколько иначе развивалась ситуация в Беларуси. Здесь для выхода из хаоса 1990–х был избран путь консервативной модернизации, с возвращением многих управленческих и политических практик советского периода, включая восстановление сильного централизованного государства с жесткой исполнительной «вертикалью». Такая модель в целом отвечала состоянию и запросам белорусского общества. Белорусская политическая модель позволила избежать многих социальных потрясений, которые пережили наши соседи, и выйти на путь устойчивого развития.
Однако платой за такую модель развития стал фактический отказ от многопартийности и консервирование партийной системы фактически в зачаточном состоянии. Сегодня перед страной стоит сложная задача по переходу к более сбалансированной модели, сочетающей элементы как сильной исполнительной власти, так и многопартийности и парламентаризма.
Однако идти по этому пути следует вдумчиво и осторожно, не повторяя ошибок наших соседей. Очевидно, что большинство существующих в Беларуси партий попросту не готовы к серьезной политической деятельности. Кроме того, многие из них фактически недоговороспособны и находятся в стане несистемной оппозиции, предъявляющей белорусскому обществу неприемлемые требования. Фактически речь должна идти о создании партийной системы страны с чистого листа. А это долгий и сложный путь, требующий тщательной подготовки.