Беларусь и Россия ищут, кому бы продать 18 истребителей Су-30, которые ранее состояли на вооружении индийских ВВС, а сейчас находятся на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах. В проекте реализации истребителей задействованы Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России, «Рособоронэкспорт», 558-й авиаремонтный завод, «Белтехэкспорт» и завод-изготовитель — ОАО «Сухой».
Беларусь к приобретению Су-30 интереса пока не проявляет. Об этом сообщил журналистам 16 мая первый заместитель директора ФСВТС Александр Фомин. По его словам, на белорусском заводе Су-30 будут отремонтированы и модернизированы под требования конкретного заказчика.
Ранее, 6 мая, заместитель директора ФСВТС России Константин Бирюлин заявил агентству «Интерфакс», что 18 многоцелевых истребителей Су-30К, которые возвращены российской стороне Индией и ныне находятся на 558-м авиаремонтном заводе, после ремонта и модернизации могут быть поставлены в любую страну, которая пожелает их приобрести.
Как следует из разъяснений Бирюлина, при возврате самолетов обратно в Россию налоговые органы страны предъявили бы их юридическому владельцу — ОАО «Сухой» требование оплатить 18% НДС от общей стоимости истребителей. Так что 558-й завод в соседней Беларуси россияне выбрали и с той целью, чтобы избежать завышения цены на эти машины при последующей перепродаже.
Ну а главное — то, что «завод хороший и технически оснащенный, имеет хороших специалистов-ремонтников», отметил Бирюлин.
Советник генерального директора авиахолдинга «Сухой» Анатолий Малюков подтвердил, что завод в Барановичах действительно способен на высоком уровне осуществлять ремонт и модернизацию самолетов марки «Су» — как находящихся на вооружении белорусской армии, так и экспортных модификаций.
Что касается потенциальных покупателей, то начиная с осени прошлого года пресса называла в их числе Судан, Эфиопию, Венесуэлу и Аргентину. Позже к этому перечню добавилась Беларусь. Причем белорусская версия, учитывая особый характер отношений Москвы и Минска в оборонной сфере, сразу же стала приоритетной.
Тем более что ранее высокопоставленные белорусские чиновники, военные и представители ВПК неоднократно говорили о необходимости приобретения ударных боевых самолетов типа Су-30. В первый раз об этом заявил сам Александр Лукашенко еще в 2005 году. Сегодня же, по мнению экспертов, приобретение машин такого типа для белорусской армии стало еще более актуальным ввиду списания фронтовых бомбардировщиков Су-24.
Но реализации этих планов мешает банальный денежный фактор. Один Су-30 тянет минимум на 35-45 млн. долларов. Для белорусского бюджета это большие расходы. Что косвенно подтвердил и представитель «Сухого» Анатолий Малюков. По его словам, отсутствие у белорусской стороны интереса к самым современным боевым машинам (таким как многофункциональный истребитель Су-35 поколения 4++ или самолет пятого поколения Т-50) объясняется «материальной стороной» вопроса.
Конечно, стоимость подержанных Су-30 из Индии существенно меньше (около 15 млн. долларов с учетом ремонта и модернизации до уровня Су-30КН). Но для Беларуси и это дороговато. Так что если оснащение белорусских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30КН все-таки состоится, то, скорее всего, на некоммерческих условиях (безвозмездно, по взаимозачету или за символическую цену).
Такая перспектива, надо понимать, не слишком по душе высокопоставленным чиновникам «Рособоронэкспорта». По их словам, продажа Су-30КН в тот же Судан в финансовом плане выглядит «гораздо интереснее». Тем более что в случае поставки истребителей в Беларусь «Рособоронэкспорт» лишится своих посреднических процентов.
Можно предположить, что именно из-за этого конфликта интересов о вероятной передаче индийских Су-30 белорусским военным до сих не заявил никто из официальных лиц обеих стран.
Однако вероятность того, что вооруженные силы Беларуси в конце концов получат эти самолеты, повышается в контексте обострения отношений между Россией и НАТО по поводу выноса в Европу передовых позиций американской ПРО. Последние события в области военного и военно-технического сотрудничества Москвы и Минска свидетельствуют о намерении руководства обеих стран укрепить оборонную составляющую Союзного государства.
Не исключено, что вопрос о судьбе 18 Су-30 будет принципиально решен в ходе визита в МинскВладимира Путина.
В числе первых документов после возвращения в Кремль Путин подписал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ», согласно которому предусматривается активное расширение взаимодействия с Беларусью. При этом, убеждены эксперты, военные вопросы займут одно из важнейших мест.