Миклош Харашти назначен специальным докладчиком по ситуации в Беларуси Совета ООН по правам человека. Соответствующее решение было принято 28 сентября на проходящей в Женеве 21-й сессии СПЧ, сообщает БелаПАН.
Против назначения выступили несколько стран, в частности, Россия и Куба. Представитель России напомнил, что российская делегация еще на 20-й сессии СПЧ в июне нынешнего года голосовала против принятия резолюции по Беларуси, которая предусматривала введение мандата спецдокладчика. «Считаем ее предвзятой и контрпродуктивной, направленной на изоляцию Беларуси, а не вовлечение ее в диалог, — заявил представитель российской делегации. – С учетом изложенного мы не поддерживаем ни одного из кандидатов на пост специального докладчика по положению в области прав человека в Беларуси».
Представитель Кубы раскритиковал председателя СПЧ Лору Дюпюи Лассер за то, что одной из причин того, почему она остановила свой выбор на кандидатуре Харашти, стало его знание русского языка. Он также подчеркнул, что Куба с самого начала не поддерживала идею назначения спецдокладчика по Беларуси.
Лассер в ответ напомнила представителю Кубы, что выбор кандидатуры является прерогативой председателя совета и она к этому выбору подошла со всей объективностью.
Как ранее сообщал БелаПАН, помимо Харашти (Венгрия), который занимал пост представителя ОБСЕ по свободе СМИ, консультативная группа рекомендовала в качестве кандидатов на должность спецдоклачика по Беларуси бывшего судью Страсбургского суда Ханне-Сови Греве (Норвегия) и юриста Джареда Генсера (США). Несмотря на то, что в списке претендентов консультативная группа на первое место поставила Греве как приоритетного кандидата, Лассер остановила свой выбор именно на Харашти.
Как прокомментировал БЕЛТА постоянный представитель Беларуси при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Михаил Хвостов назначение Харашти, назначение конкретного кандидата на пост спецдокладчика по Беларуси не меняет нашего отношения к вопросу в целом.
«Беларусь не признала резолюцию Совета по правам человека 20/13 от 5 июля 2012 года. Назначение конкретного кандидата на этот пост не меняет нашего отношения в целом к вопросу о спецдокладчике, — отметил Михаил Хвостов. — Еще до того как было принято решение по спецдокладчику, мы разъяснили авторам этой инициативы, что рассматриваем подобного рода механизмы как неэффективные и неприемлемые, особенно когда они создаются без согласия затрагиваемого государства. Упомянутая резолюция Совета противоречит интересам нашей государственной безопасности, поскольку она является вмешательством в сферу деятельности белорусских институтов власти и белорусского гражданского общества».
Михаил Хвостов отметил, что он «достаточно критично» относился к прошлой деятельности Миклоша Харашти на посту представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.
«Он был публичен, однако эта публичность была направлена на негативные оценки ситуации в постсоветских государствах, в то время как его оценки ситуации в странах на запад от Вены были всегда осторожными и сдержанными. Эта однобокость в деятельности чиновника ОБСЕ способствовала созданию в постсоветских странах атмосферы, благоприятной для культивирования диссидентства, прежде всего в молодежной среде, а также шумных и непримиримых к государственной власти молодежных групп. Говоря об этом, я хочу сказать следующее: политическое прошлое спецдокладчика не позволит ему быть независимым в оценке политической жизни в Беларуси», — считает Михаил Хвостов.
По его мнению, создание поста спецдокладчика по Беларуси — это «навязывание Европейским союзом Совету по правам человека собственного политического видения прав человека и придание такой политике всеобщей значимости».
«Это рассчитано на то, чтобы отвлечь внимание Совета по правам человека, его механизмов и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека от проблем у себя дома. ЕС довольно часто прибегает к этому способу, когда ситуация с правами человека в его странах-членах ухудшается. За всю историю деятельности Совета по правам человека и его предшественника — Комиссии по правам человека — ни разу не создавался механизм мониторинга соблюдения прав человека в странах ЕС. Почему? Думаю, что ответ более чем ясен. Конечно, лучше говорить о проблемах у своего соседа, чем у себя дома», — сказал Михаил Хвостов.
Представитель официального Минска считает, что «у этой инициативы ЕС нет будущего, но есть запрограммированный механизм ликвидации».
«По Беларуси уже создавался пост спецдокладчика, — напомнил Михаил Хвостов. — Он недолго просуществовал. Его как учредили, так через некоторое время и упразднили на основании решения Генеральной ассамблеи ООН. Приняв такое решение, Генеральная ассамблея ООН признала, что решение об учреждении поста спецдокладчика было несправедливое, селективное и дискриминационное».
Хвостов «убежден в том, что новый пост спецдокладчика долго не просуществует, потому что ООН не может основывать свою деятельность на ложных представлениях о демократии».
Как пояснила БелаПАН эксперт в области международных правовых механизмов Ирина Дешивицына, согласно процедуре назначения спецдокладчика консультативная группа представляет главе Совета по правам человека список кандидатур на эту должность. Затем председатель совета проводит широкие консультации, в том числе с представителями постоянных представительств разных стран и правозащитниками.
Миклош Харашти возглавлял миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по наблюдению за выборами в различных странах. Он также занимал пост представителя ОБСЕ по свободе СМИ, имеет опыт работы с правами человека и гражданским обществом.
Напомним, мандаты спецдокладчиков ООН по Беларуси и Кубе были упразднены Советом ООН по правам человека летом 2007 года. Это произошло в результате политического давления ради сохранения права назначать докладчиков по отдельным странам и продолжения работы других страновых докладчиков. На упразднении мандата настаивали белорусские власти, обвиняя спецдокладчика Адриана Северина (Румыния) в политической ангажированности и искаженном информировании ООН о ситуации в стране.
В июле 2012 года Совет ООН по правам человека решил вновь ввести мандат спецдокладчика по Беларуси, мотивируя это многочисленными фактами нарушения прав человека. В ответ официальный Минск заявил, что не признает мандат спецдокладчика и не будет с ним взаимодействовать.