Прошедшие в Беларуси 23 сентября парламентские выборы Запад вновь признал не соответствующими международным стандартам. Напрягает
Минск и то обстоятельство, что 15 октября министры иностранных дел государств ЕС рассмотрят вопрос о санкциях в отношении Беларуси.Однако у белорусских властей есть еще один козырь в диалоге с Евросоюзом — политзаключенные. Вечером 26 сентября на свободу вышел витебский активист Консервативно-христианской партии — БНФ Сергей Коваленко, а 27 сентября — анархист Павел Сыромолотов.
И Коваленко, и Сыромолотов несколько месяцев назад написали прошение о помиловании. Ныне в заключении остаются еще 12 человек, которых правозащитники считают политзаключенными. Пока не было информации, что кто-то из них также написал прошение о помиловании.
Между тем 27 сентября стало также известно, что в штрафных изоляторах колоний находятся двое из этого списка — Алесь Беляцкий и Дмитрий Дашкевич, который к тому же объявил голодовку. Очевидно, выпустив двоих политзаключенных, у оставшихся за решеткой власти пытаются выбить прошение о помиловании.
Между тем на запланированном на 15 октября в Брюсселе заседании Совета министров иностранных дел стран Евросоюза ожидается рассмотрение белорусского вопроса. Главы МИД, в частности, планируют пересмотреть санкции в отношении режима, обсудить прошедшие в стране парламентские выборы, дипломатический конфликт между Беларусью и Швецией.
По мнению экспертов, освобождение Коваленко и Сыромолотова — это попытка Минска избежать ужесточения санкций.
В частности, политолог Валерий Карбалевич отметил, что перед белорусскими властями стоят две задачи. «Во-первых, необходимо нейтрализовать негативную оценку выборов в Беларуси со стороны европейских структур. Во-вторых, избежать возможного принятия новых санкций ЕС в отношении Беларуси», — сказал аналитик в интервью БелаПАН.
Собеседник полагает, что Запад «вполне это примет». «Евросоюз сейчас не заинтересован в каких-то новых негативных шагах в отношении Беларуси. Тем более что их сложно придумать, а тут есть такая возможность сказать, что, с одной стороны, есть, конечно, конфликт со Швецией, недемократические выборы, а с другой — освободили очередного политзаключенного. Есть повод еще раз заявить со всей строгостью, что надо соблюдать права человека и освободить оставшихся политзаключенных», — отметил Карбалевич.
По его мнению, ЕС может ограничиться подобными заявлениями и не предпринимать решительных действий.
В то же время руководитель Центра европейской трансформации Андрей Егоров считает: не следует ожидать, что освобождение этих двух политзаключенных как-то повлияет на позицию Европейского союза.
«Эта позиция остается неизменной — освобождение и реабилитация всех политзаключенных. Какие-то сдвиги могут произойти только после освобождения всех фигурантов дела 19 декабря и тех людей, которых осудили в период после 2010 года, таких, например, как Алесь Беляцкий», — сказал Егоров в интервью БелаПАН.
Политолог подчеркивает: если до 15 октября Брюссель получит от Минска «недвусмысленные сигналы о том, что Коваленко и Сыромолотов — это не два случая, а именно начало процесса освобождения всех без исключения политзаключенных», тогда, возможно, ЕС отложит расширение санкций или принятие какого-то решения по Беларуси.
«Но это только в том случае, если есть четкие сигналы из Минска, что это именно процесс освобождения всех, а не единичные освобождения наподобие того, как это произошло с Санниковым и Бондаренко весной этого года», — подчеркнул собеседник.
С ним солидарен и аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев, который также напомнил о принципиальной позиции ЕС в вопросе политзаключенных в Беларуси.
«Исходя из этой принципиальной позиции и принимая во внимание, что миссия ОБСЕ вновь оценила парламентские выборы как далекие от свободных и справедливых, Совет ЕС, скорее всего, расширит санкции», — полагает Елисеев. Однако в случае освобождения еще ряда политзаключенных до заседания, подчеркивает он, вероятным представляется сохранение существующего набора санкций.
В то же время аналитик полагает, что нет прямой связи между прошедшими недавно выборами, которые международное сообщество вновь признало не соответствующими демократическим стандартам, и освобождением Коваленко и Сыромолотова.
«Освобождение могло произойти и накануне, но в любом случае на оценку выборов миссией ОБСЕ это не повлияло бы, — сказал Елисеев. — Так же, как не оказывает принципиального влияния на решение Совета ЕС освобождение двух политзаключенных до или после выборов. В то же время освобождение в преддверии заседания Совета ЕС действительно косвенно свидетельствует о намерении Минска смягчить грядущее решение Брюсселя».
Елисеев также не исключил, что освобождение Коваленко и Сыромолотова при одновременном усилении давления на других политзаключенных могло быть и случайным совпадением.
«Поскольку давление на них происходит перманентно, то очередное решение поместить Дашкевича и Беляцкого в штрафной изолятор могло просто совпасть по времени с освобождением Коваленко и Сыромолотова, — сказал политолог. — С другой стороны, процедура помилования законодательно предусматривает написание прошений. Потому такие случаи могут косвенно свидетельствовать об усилении давления, чтобы принудить других политзаключенных к скорейшему написанию прошений для последующего освобождения».
В то же время Елисеев не исключил, что Совет ЕС может принять решение о корректировке черного списка и исключить из него Владимира Макея в связи с его переходом на пост министра иностранных дел. «Традиционно ЕС не включает в ограничительные списки глав внешнеполитических ведомств третьих стран», — уточнил политолог.
Что касается прогноза развития отношений между Беларусью и ЕС, аналитик отметил, что действия официального Минска прогнозировать сложно «по причине закрытости процесса принятия решений и особенности политического режима в Беларуси». В этом смысле прогнозу более поддаются действия ЕС. «В настоящее время позиция органов ЕС по поводу проведения диалога с Беларусью остается увязанной с наличием и реабилитацией политзаключенных», — подчеркнул Елисеев.
По его мнению, другие шаги Минска, например разрешение на участие госчиновников в инициативе ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью», положения дел принципиально не поменяют. Однако такой ход потенциально делает данную инициативу альтернативной площадкой для диалога на среднем уровне.