Лукашенко поручил усовершенствовать систему управления акционерными обществами с долей государства
25.10.2012 19:42
—
Новости Политики
| БелТА
Источник материала: БелТА 25 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Глава государства Александр Лукашенко требует создать эффективную систему управления акционерными обществами с долей государства. Этот вопрос обсуждался 25 октября на совещании у Президента, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера."Система должна быть не новой бюрократической надстройкой, которая будет мешать работе предприятий, это должна быть эффективная система, которая даст пользу для государства, прежде всего экономики", - подчеркнул Александр Лукашенко. Он отметил, что вопросы рационального использования государственной собственности всегда должны быть в центре внимания органов власти - как центральных, так и местных. И глава государства неоднократно ставил задачи перед правительством по повышению эффективности управления государственными пакетами акций в акционерных обществах. "Система управления госсобственностью является результативной только в том случае, если, во-первых, акционерные общества решают общегосударственные задачи (сконцентрированы на обеспечении социально-экономического развития страны, продовольственной, экологической, информационной безопасности), а не замыкаются на узкокорпоративных интересах; во-вторых, работают прибыльно, с хорошей рентабельностью; в-третьих - мобильно реагируют на изменение конъюнктуры рынка", - сказал Президент. Александр Лукашенко с сожалением констатировал, что, как показывает практика, в этой сфере пока есть немало проблем. "Даже там, где у государства контрольный пакет акций, процветают самоуспокоенность и иждивенчество. Наблюдательные советы бездействуют, отдавая на откуп директорам все серьезные решения. Не дай бог, чтобы получилось так, как недавно нам пришлось с губернаторами Минской и Гомельской областей разбираться по кондитерской отрасли, когда наблюдательные советы стали инструментом в руках одного дельца, думаю, не бесплатно", - подчеркнул глава государства. По его словам, из рук вон плохо работает система взаимодействия государственных и частных инвесторов при совместном управлении акционерными обществами: "Не просто плохо работают. Иногда государственные инвесторы или хозяева от государства не просто смыкаются в интересах с частниками, но являются инструментом деятельности этих частных лиц. Те же кондитерские фабрики и т.д. Словом, сегодня владельческий надзор не соответствует современным требованиям и нуждается в кардинальном улучшении". Как отметил Президент, в собственности у государства находятся акции 1 738 открытых акционерных обществ. И в наблюдательном совете каждого - представитель государства. "Но, взглянув на качественный состав таких представителей, убеждаешься, что это не всегда те люди, которые там нужны. Тогда встает вопрос: зачем вы их туда посылали?" - задал резонный вопрос глава государства. По мнению Президента, представитель должен быть не просто "оком государства, но высокопрофессиональным специалистом, который должен информировать и принимать соответствующие решения, если это нужно, по проблемным вопросам работы акционерного общества". Что касается совершенствования системы управления государственной собственностью, повышения эффективности владельческого надзора, Александр Лукашенко считает абсолютно неприемлемым слепо копировать систему западных стран. Интересен и опыт других государств, например Китая, который надо также внимательнейшим образом изучить. "И если не можете придумать ничего нового, то хотя бы скопируйте нормальную систему и приспосабливайте ее к условиям Беларуси. Но главное не в этом. Какая будет система, мы прекрасно понимаем. Она должна быть четкой, определенной, простой и ни в коем случае не должна быть бюрократической. А так мы создадим еще одну вертикаль от Президента, как предлагается в указе, до колхоза-совхоза", - сказал Президент. "Надо, конечно, совершенствовать ту систему, которая сегодня у нас существует, но подходить надо не общо, а действовать на тех направлениях, где это нужно и как нужно. Если у нас возникли проблемы на каких-то предприятиях или есть крупные предприятия, где мы должны держать руку на пульсе, давайте принимать решения, и если у нас есть, вводить таких крепких наблюдателей от государства, которые принесут пользу", - добавил Александр Лукашенко. Для обсуждения на совещании был вынесен подготовленный правительством проект указа, регулирующий вопросы управления принадлежащими государству акциями. Это стало своего рода продолжением уже принятых мер по совершенствованию управления и распоряжения государственной собственностью. "До настоящего указа мы приняли ряд решений. Здесь мы не допустили каких-то неприемлемых для нашего государства новаций", - отметил Президент. Как доложил премьер-министр Михаил Мясникович, главная суть внесенного на рассмотрение документа заключается в резком усилении роли наблюдательных советов акционерных обществ с долей государства, устранении в их работе формализма. Александр Лукашенко сразу настоял на том, чтобы сделать обсуждение максимально конкретным и уйти от общих формулировок. Министр промышленности Дмитрий Катеринич пояснил суть вопроса на примере предприятия "БелАЗ": "Там есть наблюдательный совет, но, откровенно говоря, работа председателя наблюдательного совета носила формальный характер. Он, как правило, избирался из числа работников и был подчинен непосредственно генеральному директору. И это, безусловно, накладывало свой отпечаток на его работу". В связи с этим Дмитрий Катеринич предложил на крупных предприятиях, где численность работников достигает 15-30 тыс. человек, усилить работу председателей наблюдательных советов: "Должен быть исполнительный директор, который возьмет на себя производственные функции, хозяйственную деятельность. И должен быть создан полноценный наблюдательный совет, председатель которого не подчинялся бы генеральному директору, а назначался Президентом и работал на постоянной основе. Его работа должна заключаться в стратегическом развитии предприятия, выработке стратегии продаж, чтобы он определял, куда направлять инвестиции". "То есть вы хотели бы создать еще одну дирекцию над генеральным директором, - резюмировал глава государства. - Для того чтобы решать те задачи, которые вы перечислили перед председателем наблюдательного совета, надо иметь массивный аппарат. Он один ничего не сделает. И это опять ляжет на себестоимость, затраты предприятия". Кроме того, заметил Президент, в такой ситуации может возникнуть проблема разделения полномочий между генеральным директором и председателем наблюдательного совета, что в перспективе скажется на эффективности управления предприятием и отразится на результатах его работы. "Максимум через полгода там начнется "драка" за стратегическое развитие предприятия, - сказал Александр Лукашенко. - Мы сегодня бюрократию пытаемся сократить, а другой рукой будем увеличивать и создадим руководителю, который должен принимать решения, надстройку". Как показывает практика, на предприятиях, где государству принадлежат более 50% акций, наблюдательные советы практически не участвуют в управлении, и государство активно влияет на все процессы, связанные с производством, реализацией продукции и развитием предприятия в целом. В связи с этим Президент высказал мысль о том, что подобные декоративные функции наблюдательных советов представляют собой излишний бюрократический элемент, и предложил проработать возможность внесения соответствующих изменений в законодательство. До июля 2010 года для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, действовал порядок, при котором наблюдательный совет обязательно должен был создаваться только в акционерных обществах с числом акционеров более пятидесяти. Однако на практике там, где Президентом был согласован генеральный директор, который и должен являться представителем государства, еще дополнительно создавался и наблюдательный совет, как на "БелАЗе", "Беларуськалии" и многих других предприятиях. Глава государства поручил вернуться к этой норме. Наряду с этим Михаил Мясникович обратил внимание на необходимость защиты прав миноритарных акционеров, в роли которых часто выступают обычные граждане, бывшие и действующие работники предприятия, получившие незначительное количество акций в процессе приватизации: "Интересы мелких акционеров сегодня никто не защищает. Они, как правило, не принимают участие в общих собраниях, не ходят на заседания наблюдательных советов. И тогда может найтись такой частник, который аккумулирует у себя 25-30% акций, как было по кондитерской отрасли, и фактически управлять этим предприятием". Кроме того, есть предприятия, где доля государства составляет менее половины. "И там должен быть наш человек, который будет проводить нашу линию", - отметил премьер-министр. Александр Лукашенко согласился с данной постановкой вопроса, подчеркнув важность защиты прав граждан, работников и акционеров предприятий. К этому процессу более активно должны подключаться в том числе и профсоюзы. Как вариант было предложено, чтобы интересы миноритарных акционеров с их согласия либо по умолчанию представляло государство. Возможность соответствующих законодательных изменений также будет прорабатываться. "Вы сказали о правах человека. Это абсолютно правильно. Нашим государственным органам надо не быть "пастухами", а заниматься конкретными вопросами на своем уровне, - сказал глава государства. - Бегать по цехам или ездить по полям убирать картошку - это не наши функции и не губернатора. Они должны видеть все это, наблюдать". По словам Президента, главные задачи, которые стоят на повестке дня в производственной сфере, - это модернизация и повышение производительности труда, и за эти направления должен быть строгий спрос с ответственных лиц. Глава государства напомнил, что сама по себе идея направлять на проблемные предприятия полномочных представителей не новая и он сам ее в свое время инициировал. "Вы определитесь, куда направлять и какие у него должны быть функции и полномочия. Но я категорически против, чтобы вы их наделяли стратегическими функциями. Для того чтобы определять стратегию, нужны люди, аппарат должен быть. И мы опять эту бюрократию устроим. Если вы видите, что где-то неправильно, направляйте", - сказал Александр Лукашенко. "Не надо их выводить на уровень Президента. Президент определил нормотворческие, идеологические и прочие задачи, их надо решать. Какие механизмы - ваше дело", - подчеркнул глава государства. Еще один спорный вопрос касался согласования кандидатур при назначении представителя государства в наблюдательном совете. Например, нужно ли согласовывать данный вопрос с руководителем региона, на территории которого находится предприятие. На этот счет были разные мнения. Председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро отметил, что у губернаторов "есть тот инструментарий, которого нет у министра". Это возможность всесторонне изучить кандидатуру каждого человека, чтобы не допустить ошибку. "Он правильно говорит. Он же не просит назначить его человека, но согласуйте кандидатуру" - согласился Александр Лукашенко. Вместе с тем глава государства также предупредил о недопустимости излишней волокиты: "А то ведь как начнут согласовывать, то и предприятие остановится". Не менее важен и вопрос подготовки соответствующих кадров. В этом вопросе, уверен Президент, необходимо в первую очередь ориентироваться на практический подход, например обучение на базе облисполкомов. Свою позицию по обсуждаемым вопросам в ходе совещания высказали и другие руководители регионов. "Если мы назначаем на предприятие руководителя, то мы ему должны доверять. И руководитель полностью отвечает за это предприятие. Мы должны понимать, что представитель государства не должен управлять производственным процессом на предприятии. Там есть специалисты", - отметил губернатор Брестской области Константин Сумар. Что касается владельческого надзора, то, по мнению губернатора, в случае нарушения законодательства или принятия решений, ухудшающих работу предприятия, государственный представитель должен об этом сигнализировать. В целом все сошлись во мнении, что существующая структура владельческого надзора и система работы с акционерными обществами выстроена нормально, хотя и нуждается в усовершенствовании. "Не усложняйте и не наворачивайте эту систему. Создадите еще одну бюрократию и начнете под нее готовить людей, - предостерег Александр Лукашенко. - Нагородим забор, потом будем через некоторое время все это расхлебывать. Сейчас, раз взялись за эту проблему, надо провести зачистку, в том числе в плане законодательства. Там, где надо, его надо подчистить". "И смотрите, куда вам надо направлять. У вас сегодня есть все полномочия. Если надо где-то добавить, вносите предложения. Приводите в порядок, чтобы это совещание не было пустым разговором", - поручил глава государства. "И не надо бояться, что о нас скажут. Говорят, мы инвесторов отпугнем. Никого мы не отпугнем, - уверен Президент. - То, что мы сами сделаем, то сделаем, а любой инвестор придет для того, чтобы вложить минимум, а взять максимум. И как минимум вывезти прибыль". БЕЛТА о новостях в стране и мире
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
|
|