Выборы-2015: новая тактика оппозиции — самосохранение. 21.by

Выборы-2015: новая тактика оппозиции — самосохранение

27.10.2012 12:36 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 

Оппозиционные политики начинают предлагать себя на роль единого кандидата на президентских выборах 2015 года. Александр Милинкевич, единый кандидат на выборах 2006 года, заявил о своей готовности выдвигаться вновь 20 октября на съезде возглавляемого им движения «За свободу». Однако пока до реального выдвижения претендента от оппозиции еще очень далеко. Более того, не факт, что кандидат будет один, а не несколько.

И в 2010 году, когда единого кандидата у оппозиции не было, и в 2001, и в 2006 годах, когда единый кандидат был, президентские кампании оппозиции строились с акцентом на массовые уличные протесты по итогам, как предполагалось априори, сфальсифицированных выборов.

Однако ни в одном случае конечной цели — победы на выборах — оппозиция не достигла. И не приблизилась к ней. Более того, жестокий разгон Площади 19 декабря 2010 года заставил оппозиционные структуры с гораздо большей осторожностью относиться даже к простым призывам выйти на массовую акцию.

Политолог Юрий Чаусов отмечает, что единые кандидаты от оппозиции на выборах 2001 и 2006 годов являлись одним из элементов схемы цветной революции. Вписаться в эту схему пытались и многочисленные кандидаты в 2010 году. Однако, подчеркивает эксперт, большой разницы между 2006-м и 2010 годами в рамках стратегии Площади не было.

После разгона Площади, очевидно, оппозиционному кандидату на выборах придется выполнять несколько иную роль, чем аккумулятора недовольства народных масс. Однако о сценариях эффективного проведения президентских кампаний оппозиция говорит пока крайне мало.

По мнению Чаусова, ныне все аргументы за единого кандидата основываются на том, что это хотя бы звучит красиво. Впрочем, на фоне слабости оппозиции даже такой аргумент важен. И вероятность того, что такая оппозиция договорится о едином кандидате, большая.

Уже сейчас вполне четко видны два центра в оппозиционной среде. Один из них, отмечает Чаусов, более ориентирован на зарубежье и имеет представительство в Беларуси в виде профсоюза РЭП, незарегистрированных партий «Белорусская христианская демократия» и «Беларускі рух», зарегистрированной Объединенной гражданской партии. Лидер последней достаточно недвусмысленно дает понять о своем намерении участвовать в президентских выборах в качестве кандидата.

Другой центр представлен движением «За свободу», кампанией «Говори правду!», Партией БНФ и Белорусской социал-демократической партией (Грамада). Важно, отмечает Чаусов, что «Говори правду!» по-прежнему владеет определенными финансовыми возможностями и уже имеет некоторые структуры в регионах.

Уже сейчас видно, говорит эксперт, что эти два центра ведут коммуникации на политическом уровне, не бросаются резкими взаимными обвинениями после выборов.

Однако, предполагает Чаусов, сценарий единого кандидата скорее будет реализовываться не как сценарий победы, а как сценарий выживания оппозиции. Ведь статус единого кандидата добавляет политического веса не только самому кандидату, но и возглавляемой им структуре.

В рамках этой стратегии самосохранения, полагает эксперт, оппозиция видит свое участие в выборах до конца, воспринимая это как свой главный ресурс сохранения в виде действующей политической силы.

В принципе, возможностей у оппозиции немного. По мнению Чаусова, за последние годы степень этих возможностей даже уменьшилась. Властям, вероятно, не будет смысла применять репрессии в том объеме, как это бы делалось в случае требований и угроз со стороны 50-тысячной толпы в центре столицы. Соответственно, следствием президентских выборов не станет ухудшение ситуации в глазах Запада.

В итоге, вновь оставшись без победы, оппозиция пойдет по кругу: она постарается дезавуировать статус единого кандидата, как это было с Милинкевичем в 2007 году.

В условиях, когда заведомо предсказуемо поражение, вполне вероятно, что часть оппозиции прибегнет к тактике бойкота президентских выборов. По мнению Чаусова, ближе к выборам тема бойкота все больше и больше будет вноситься в политический дискурс.

Однако, напоминает Чаусов, на сегодня единственная партия, которая последовательно выступает за бойкот, — Консервативно-христианская партия — БНФ. По его словам, она черпает легитимность для своей позиции из авторитета и харизматичности своего лидера Зенона Пазьняка, который находится в эмиграции.

Решения остальных сил, объявляющих кампании бойкота, скорее обусловлены соображениями политической конъюнктуры, а не последовательным отстаиванием свои целей и убеждений.

В то же время, избрание единого кандидата ставит под большое сомнение проведение кампании бойкота на президентских выборах. «Если будет избран единый кандидат, в работу включатся, в том числе, и инвесторы. А им согласиться со снятием кандидата с выборов будет очень сложно», — считает Чаусов.

В принципе же, полагают эксперты, на данный момент определение единого кандидата — наиболее предпочтительное развитие событий для оппозиции.

«Конечно, хорошо, если бы представители политических сил решили провести кампанию успешную и целенаправленную, уже сегодня готовились к ней, создавая новую коалицию и демонстрируя единство, — отмечает политолог Денис Мельянцов. — Это повлияло бы не только на ее позиции внутри страны, но и на мнение доноров, зарубежных партнеров, белорусской диаспоры, тех организаций, которые работают по политическим вопросам за рубежом».

В любом случае, считает эксперт, инициатива должна исходить изнутри Беларуси. «Если политические силы внутри Беларуси договорятся о единой позиции и будут ее последовательно придерживаться, то будет намного легче убедить и белорусских избирателей, и заграничных партнеров в необходимости выбора именно этой определенной стратегии», — считает Мельянцов.



Сергей КОРОЛЕВИЧ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На данный момент определение единого кандидата — по-прежнему наиболее предпочтительное развитие событий для оппозиции…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика