Выход в 1991 году на международную арену в качестве государства, обладающего реальной независимостью, позволил Беларуси приступить к выстраиванию отношений с США на новой основе, без конфронтационного подхода, характерного для времен СССР.
Первоначально белорусско-американские отношения развивались в конструктивном ключе. США стали вторым после Украины государством, установившим дипломатические отношения с Республикой Беларусь. Достаточно быстро были открыты посольства в Минске и Вашингтоне, в 1993—1994 годах состоялся обмен визитами высших государственных руководителей Беларуси и США.
Соединенные Штаты оказывали Беларуси гуманитарную помощь, предоставляли кредиты под закупки товаров, финансировали проекты ликвидации оружия массового уничтожения.
Однако во второй половине 1990-х годов в отношениях наметилось похолодание, а в первом десятилетии XXI века они оказались в состоянии, которое напоминало времена холодной войны. К моменту прихода к власти демократической администрации Барака Обамы в 2009 году работа посольств была сведена на символический уровень, многие белорусские официальные лица были лишены права на въезд в США, в отношении ряда белорусских предприятий (включая концерн «Белнефтехим») действовали экономические санкции.
Приход к власти Обамы совпал с политической оттепелью в отношениях Беларуси со странами Запада. Это состояние повысило интерес Вашингтона к Беларуси.
В 2009 и 2010 годах Минск посещали представители Госдепартамента и аналитических центров США, ряд американских конгрессменов и бизнесменов. Практически всех прибывших в страну американцев принимал Александр Лукашенко.
Белорусская сторона использовала визиты для решения практических вопросов сотрудничества. Белорусские руководители добивались полной отмены санкций, введенных США в предшествующие годы, и призывали выстраивать двусторонние отношения на принципах суверенного равенства сторон, невмешательства во внутренние дела другого государства, взаимного уважения и доверия. Однако американские политики продолжали воспринимать Беларусь как «последнюю диктатуру Европы».
В 2010 году белорусское руководство попыталось заинтересовать американцев перспективой ликвидации в 2012 году запасов высокообогащенного урана, сохранившихся в стране со времен СССР. Предложение вызвало позитивный отклик в США.
Однако брутальное завершение белорусских президентских выборов в декабре 2010 года вернуло двусторонние отношения в состояние, которое существовало до 2009 года. Американские официальные лица категорически отказались признать законность итогов голосования и высказались за возобновление режима санкций в отношении белорусских государственных предприятий и официальных лиц.
Официальный Минск воспринял возвращение к политике санкций с возмущением. После ряда неудачных попыток убедить руководство США в нецелесообразности подобного шага белорусская сторона приостановила мероприятия по избавлению от обогащенного урана.
Однако на позицию США заявления и действия белорусских властей большого впечатления не произвели. В нынешнем году Обама утвердил очередной «Акт о демократии в Беларуси», одобренный Конгрессом США (два предшествующих акта были одобрены республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего в 2004 и 2006 годах).
Непростые политические отношения не способствуют расширению белорусско-американского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В 2006 году товарооборот между Республикой Беларусь и США составлял около 730 млн. долларов, в 2010 году — 489 млн., в 2011 году — 635,2 млн.
После введения санкций в отношении «Белнефтехима» существенно снизился объем белорусского экспорта в США: в 2006 году он составлял 445,1 млн. долларов, в 2010 году — 72,3 млн., в 2011 году — 86,1 млн.
Главным образом в 2011 году туда направлялись белорусская металлопродукция, продукция нефтехимии и нефтепереработки, казеин, льняные ткани, оптическая продукция, продукция деревопереработки, продукты питания.
Воздерживаются американцы и от активного вложения капитала в белорусскую экономику, ссылаясь на непрозрачность и противоречивость экономических решений, принимаемых белорусским правительством, и отсутствие надежных правовых гарантий у инвесторов.
Белорусская сторона не спешит менять решение о существенном сокращении численности персонала посольств, принятое в 2008 году в ответ на санкции, введенные США в отношении «Белнефтехима».
Как следствие, ныне у дипломатических миссий отсутствуют полноценные главы (посольства Беларуси в США и Соединенных Штатов в Минске возглавляют временные поверенные в делах). Персонал посольства Беларуси в Вашингтоне состоит сейчас всего из двух дипломатов, посольства США в Беларуси — из трех. Белорусские граждане лишены возможности получать въездные визы в США непосредственно на территории Беларуси и вынуждены делать это за ее пределами (преимущественно в Киеве).
Белорусское руководство наверняка отдает себе отчет в том, что без существенных изменений в области внутренней и внешней политики нормализовать отношения с Соединенными Штатами не удастся. Отсутствие нормальных отношений с США официальный Минск пытается компенсировать активностью на других направлениях (Россия и иные страны СНГ, Китай, страны Латинской Америки).
Характерной чертой белорусской политики является активное использование антиамериканской риторики, выдвижение обвинений в адрес США. Совсем недавно Александр Лукашенко заявил: «Это страна с огромной инерцией, они идут как бульдозер по всему миру. И риторика, которая сегодня звучит, — ей доверять не надо».
В то же время полностью от взаимодействия с США официальный Минск не отказывается, понимая, что эта страна сохраняет позиции мирового лидера.
О необходимости нормализации отношений с Соединенными Штатами говорил в интервью газете «Русская Америка» министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в ходе своего пребывания на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в октябре.
В частности, министр призвал Штаты расширить сотрудничество в области экономики, образования и культуры и заметил, что эти вопросы обсуждались на его встречах с представителями Госдепартамента США. Однако конкретных предложений по нормализации отношений с Соединенными Штатами белорусские власти пока не сформулировали.
В целом же можно сказать, что официальный Минск сегодня не готов откликнуться на пожелания США относительно демократизации белорусской политической системы и надеется на то, что диалог можно будет осуществлять на собственных условиях. При этом белорусское руководство рассчитывает на заинтересованность США в сохранении независимой Беларуси и уменьшении российского влияния на пространстве СНГ.
Определенный рационализм в таком подходе имеется. Отношения России и США находятся не в лучшем состоянии, и победа Барака Обамы на нынешних президентских выборах вряд ли принципиально изменит их характер.
Однако сыграть на антироссийских фобиях американских политиков и добиться с их стороны существенных послаблений в отношении Беларуси вряд ли получится. Большого интереса к Беларуси США, которые осуществляют политику на глобальном уровне, не проявляют. Более того, по белорусскому вопросу просматривается полное единство взглядов ведущих партий, представленных в Конгрессе США, а также представителей исполнительной и законодательной ветвей власти этой страны.
Информационный фон в США также неблагоприятен для Беларуси, руководимой Александром Лукашенко. Белорусское руководство не имеет не только эффективных рычагов воздействия на решения, принимаемые официальными структурами США, но и нормальных каналов общения с американскими должностными лицами.
Исходя из этого, можно предполагать, что вывести белорусско-американские отношения из замороженного состояния за время пребывания у власти Барака Обамы не удастся.