Вслед за реформирование Министерства внутренних дел определенные изменения могут произойти и в другой силовой структуре — Комитете государственной безопасности. На такую возможность намекнул Александр Лукашенко, представляя 19 ноября коллективу комитета нового председателя Валерия Вакульчика, назначенного в минувшую пятницу вместо отправленного в отставку Вадима Зайцева.
Изменения на руководящем посту главной спецслужбы страны Лукашенко объяснил сложившейся при Зайцеве нездоровой морально-психологической обстановкой «в отдельных подразделениях Комитета госбезопасности».
«В первую очередь, это нездоровая морально-психологическая обстановка, которая сложилась в отдельных подразделениях КГБ. Она вызвана недостатками в организации как кадровой, так и идеологической работы, а также перекосами при обеспечении собственной безопасности», — заявил Лукашенко.
Причем, судя по словам главы государства, решение об отставке было принято в том числе и с учетом мнения среднего и низшего звена сотрудников КГБ: «Я их голос услышал. Могу сказать, ваш голос услышал».
Лукашенко напомнил, что в начале текущего года на коллегии КГБ уже обсуждались имеющиеся в ведомстве проблемы.
«Тогда мною давались указания пересмотреть подходы в работе с личным составом. Однако, к моему сожалению, должные выводы сделаны не были. Более того, некоторые проблемы еще больше обострились, стали приобретать негативный общественный резонанс», — отметил глава государства.
При этом он упомянул о громком самоубийстве подполковника Александра Казака. «Естественно я был вынужден обратить внимание на такую ситуацию и принять серьезные меры. Сначала был отправлен в отставку начальник управления собственной безопасности КГБ, а следом и председатель», — подчеркнул Лукашенко.
Он напомнил, что уже указывал Вадиму Зайцеву ранее на необходимость «относиться по-человечески» к кадрам: «Тем более, это люди с особыми качествами, одаренные, с мозгами. А с умными людьми надо уметь себя вести, в том числе руководителям. И поэтому основной критерий оценки руководителя — способность сплотить коллектив, создать обстановку результативно-напряженной, но творческой работы».
В общем, если основываться на характеристиках Лукашенко, Вадим Зайцев за время руководством КГБ не сумел стать в комитете авторитетом для подчиненных, да и просто, можно предположить, своим человеком для спецслужбы не стал. А судя по обозначенным главой государства «перекосам при обеспечении собственной безопасности», при руководстве Вадима Зайцев в КГБ, судя по всему, активно практиковалась охота на ведьм.
«Запомните, у нас немало противников и врагов. С ними надо беспощадно бороться. Но надо доверять тем людям, которые ведут эту борьбу, и не надо априори в каждом видеть плохого человека. Для чекистской организации это неприемлемо», — подчеркнул Лукашенко.
Какую новую должность получит Вадим Зайцев с такими характеристиками президента, сложно даже предположить, однако Лукашенко пообещал, что «Зайцев без работы не останется. И никто его из страны не собирается выпихивать».
Для тех, кто думает, что «Зайцев — это плохой и негодный для КГБ человек», Лукашенко еще раз подчеркнул: «Может, он и негодный, но не потому, что он плохо служил. Он по-своему понимал свои задачи. Более того, он вместе с вами решал эти задачи, и на отдельных направлениях очень эффективно. Но была масса недостатков, которые неприемлемы для КГБ».
Говоря о новом председателе комитета, Лукашенко всех «по-мужски» предупредил: «Это не тот добрый парень, которого, может быть, кто-то здесь ждал. Это Зайцев в квадрате, но без лишних заносов, без головотяпства, человек, нацеленный на профессионализм, один из немногих, кто железобетонно знает, чего хочет президент от КГБ».
Лукашенко напомнил, что Вакульчик — выходец из рядов органов госбезопасности, стоял у истоков формирования и становления Оперативно-аналитического центра при президенте и Следственного комитета.
«Сегодня обе структуры работают эффективно. И заслуга в этом, конечно, и Валерия Павловича. Его организаторские способности и качества руководителя-государственника проявились в конкретных делах. Главными принципами его работы являются объективность, компетентность и преданность нашему государству. Знаю, что он не приемлет бездеятельности и словоблудия. Именно это предопределило решение о назначении его главой основной спецслужбы страны», — сказал Александр Лукашенко.
Официальный лидер высказал надежду, что «этот новый человек вместе с вами сделает ту спецслужбу, которая должна отвечать современным требованиям».
Такое вроде ритуальное заявление Лукашенко, впрочем, вполне можно расценить как сигнал о необходимости существенных перемен в структуре и работе КГБ. И изменения, не исключено, начнутся с чистки рядов.
Штатная численность сотрудников КГБ — цифра для общества закрытая. Но завесу тайны, говоря о возможном сокращении, приподнял сам Лукашенко, заявив о необходимости искать другую работу тем, кто хотел бы «с прохладцей, более вольно себя чувствовать, не ходить на работу, забывая о том, что на плечах погоны».
«Вот тем надо искать другую работу. И вы не бойтесь, что от вас куда-то пойдут люди. Пусть уходят. Мы готовы и немало делаем сегодня, чтобы создать для чекистов самые благоприятные условия работы, — сказал Лукашенко. — Потому что я как президент вижу, что происходит вокруг нашей страны и внутри и каких мне стоит усилий, чтобы сдержать страну, чтобы ее на куски не порезали и не растащили. Вы это тоже видите. Но видеть — это одно, надо предпринимать максимум усилий, чтобы создать целостность, неприкосновенность и безопасность нашей страны. Вот для таких сотрудников мы готовы создать любые условия. Пусть их будет не 12 тысяч, не 10 тысяч и даже не 6 тысяч человек. Пусть их останется 3 тысячи, но это останутся преданнейшие государству люди. С такими Вакульчик будет работать. Все остальные куда хотят, пусть уходят», — заявил Лукашенко.