Выбор времени. 21.by

Выбор времени

01.02.2013 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

К изменениям в избирательном законодательстве необходимо подходить с точки зрения целесообразности и востребованности белорусским обществом, считает Президент Беларуси Александр Лукашенко

С 2000 года в Беларуси действует Избирательный кодекс, на основании которого в стране были проведены четыре парламентские избирательные кампании и один республиканский референдум, трижды проходили выборы главы государства и депутатов местных Советов. “Несмотря на упреки наших оппонентов, проведенные в соответствии с Избирательным кодексом выборы были честными, открытыми, позволили обеспечить волеизъявление белорусского народа. Это свидетельствует о том, что в целом у нас выработан правовой механизм организации и проведения выборов. Он работает достаточно четко и эффективно”, — отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по вопросу совершенствования избирательного законодательства, сообщает пресс-служба главы государства.

Догматизм не уместен

Президент отметил, что, как любая процедура, избирательный механизм не может оставаться в неизменной, застывшей форме. “Однако его совершенствование не должно привести к ломке уже устоявшихся и стабильно функционирующих институтов”, — сказал Александр Лукашенко.

Белорусский лидер сообщил, что этот вопрос он перед совещанием обсуждал с председателем Конституционного суда. “Ни один нормативно-правовой акт не может быть дан раз и навсегда. Жизнь динамично меняется, — отметил Президент. — Поэтому и нормативно-правовые акты должны успевать за бурно изменяющимися потоками нашей жизни. Допуская некоторые изменения в избирательном процессе, мы должны исходить из жизни, ставя перед собой вопрос: нам это надо, есть проблемы в этом, какие проблемы?”

Александр Лукашенко привел простой пример: “Ходит мнение, что надо бы предоставить право выдвигать кандидатов в депутаты общественным организациям. У нас тысячи общественных организаций, во-первых. Во-вторых, сразу задаем вопрос: зачем? У нас что, дефицит выдвижений кандидатами в депутаты, есть проблемы с тем, что не хватает кандидатов в депутаты? Хватает, хоть пруд пруди. Так зачем мы тогда вносим подобные предложения? Чтобы кому-то понравиться или вперед забежать?”

“Вот с этих жизненных, житейских позиций прежде всего надо подходить к тем или иным изменениям и дополнениям, — подчеркнул глава государства. — Давайте к изменениям подходить с точки зрения целесообразности, нужности того или иного изменения, востребованности нашим обществом. Чтобы мы для себя не создали неких проблем”.

Интересы граждан — прежде всего

По мнению Президента, совершенствование избирательного законодательства должно быть направлено на принятие мер, обеспечивающих максимальную реализацию гражданами своих избирательных прав и в то же время позволяющих противодействовать попыткам дезорганизации выборов. Глава государства считает, что нынешний Избирательный кодекс этому пока соответствует. “У нас проходили выборы на высочайшем уровне, — отметил Александр Лукашенко. — Отбросим те ангажированные оценки, которые выдавали некоторые наши оппоненты, а посмотрим на реальную картину, отзывы наших доброжелателей, нейтральных людей. Они завидуют тому уровню выборов, на котором они проходят у нас. Все говорят, что это не только серьезные выборы гражданского общества, но и праздник для людей”.

Глава государства также добавил: “Можно присмотреться и к рекомендациям ОБСЕ, выработанным по итогам наблюдения за парламентскими выборами 2012 года. Однако это не означает, что мы согласны со всеми подходами ОБСЕ. Мы же прекрасно понимаем, чего хотят от нас люди из ОБСЕ. Поэтому, реагируя на их замечания, а там, естественно, есть нормальные замечания, мы должны видеть и тот подтекст, который стоит за этими предложениями”.

Александр Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси национальное законодательство совершенствуется исходя из интересов белорусского общества, а не по чьей-то указке. “В данном случае как никогда верно применима белорусская народная мудрость: “Людзей слухай, а свой розум май!” — добавил глава государства. — Нам следует отбросить все политизированные, надуманные, навязываемые извне установки. Но при этом внимательно проанализировать предложения, которые соответствуют нашим национальным интересам, которые мы можем сегодня принимать”.

Высокий уровень дискуссии

Совещание, по сути, стало дискуссией о перспективах развития избирательного законодательства, в ходе которой обсуждались предложения Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и рекомендации экспертов международных институтов, в том числе ОБСЕ.

Помимо председателя ЦИК Лидии Ермошиной свои взгляды на обсуждаемые вопросы представили глава Администрации Президента Андрей Кобяков, министр иностранных дел Владимир Макей, Председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко, Госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев, губернатор Минской области Борис Батура и другие участники совещания. Накануне совершенствование избирательного законодательства уже обсуждалось примерно в том же составе, однако по многим вопросам единой позиции выработать не удалось, поэтому дискуссия и была вынесена на уровень главы государства.

Участники совещания сошлись во мнении о необходимости дополнительной проработки некоторых вопросов и подготовки пакета документов, главным из которых станет проект закона о внесении изменений в Избирательный кодекс Беларуси. Александр Лукашенко поручил Администрации Президента выработать согласованные предложения с учетом итогов совещания и предложил руководителям парламента активно подключиться к этому процессу. Подготовка соответствующего законопроекта должна быть завершена в мае этого года, после чего он будет представлен главе государства для внесения в парламент.

“Мы не ставим сегодня целью что-то изменить, — резюмировал белорусский лидер. — Мы ведем дискуссию о совершенствовании законодательства. Это, кстати, то, что я обещал после последних выборов. Мы посмотрим предложения, и если это нам подходит сегодня — мы примем, нет — значит не примем. Есть предложения, с которыми можно согласиться, может, появятся новые”.

Универсальное соответствие

По итогам совещания Лидия Ермошина отметила, что новый документ должен максимально учитывать как национальные интересы, так и международные стандарты. Из концептуальных вопросов, вынесенных на обсуждение, большинством участников совещания не была поддержана инициатива о предоставлении республиканским общественным организациям права выдвигать кандидатов в депутаты. По мнению главы ЦИК, отказ от этой идеи в том числе удовлетворит политических оппонентов, которые активно возражали против данного новшества.

Другие инициативы ЦИК в целом получили поддержку. Это, в частности, касается перехода к принципу относительного большинства на парламентских выборах уже в первом туре. Это позволит упростить избирательную кампанию и сократить расходы. Было обсуждено также предложение по увеличению личных избирательных фондов кандидатов и возможности образования таких фондов для кандидатов в депутаты местного уровня.

Ряд предложений был связан с введением некоторых упредительных мер в предвыборную агитацию, в том числе применительно к процедуре бойкота. Участники совещания согласились с предложениями ЦИК о том, что данная деятельность, направленная на срыв выборов, должна быть выведена из избирательного законодательства и предвыборной деятельности как таковой и вестись отдельно, но не кандидатами в депутаты. Примечательно, что, например, в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ прямо содержится ссылка на запрет бойкота выборов.

Также было поддержано предложение о том, чтобы изготовление листовок и плакатов кандидатами оплачивалось за счет личных средств, а не из бюджета. Высвобождаемые ресурсы предполагается передать избиркомам для более широкого информирования избирателей о кандидатах. Это связано с жалобами граждан о недостаточном объеме информации накануне выборов. Кроме того, возможны изменения в правилах проведения местных выборов в части уровня Советов депутатов, для чего потребуется корректировка некоторых законодательных актов.

Фото БелТА
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
К изменениям в избирательном законодательстве необходимо подходить с точки зрения целесообразности и востребованности белорусским обществом, считает Президент...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика