Вот уже несколько недель среди политиков и в экспертном сообществе не утихает дискуссия вокруг запланированных на сентябрь очередных стратегических белорусско-российских учений «Запад-2013». Напомним, что согласно планам военно-политического руководства двух стран, они должны пройти в сентябре в два этапа на полигонах России и Беларуси.
Детонатором стали высказывания бывшего замминистра национальной обороны Польши Ромуальда Шереметьева. Тот в середине января заявил, что Беларусь и Россия готовятся к нападению на Польшу. О наличии у Минска и Москвы подобных намерений, по мнению экс-чиновника, свидетельствуют очередные совместные учения «Запад-2013».
Через несколько дней тему продолжил руководитель польского МИДа Радослав Сикорски, выразив мнение, что прошлые учения «Запад-2009» носили провокационный характер по отношению к Польше. Сикорски отметил, что ее вооруженные силы примут участие в учениях НАТО, которые в этом году пройдут на территории страны. «Армия всегда готовится к худшему, то есть к войне», — резюмировал польский министр.
Примерно в том же духе чуть позже прокомментировал учения «Запад-2013» министр обороны Литвы Юозас Олекас, заявив, что некоторые элементы планирующихся рядом с Литвой, в Беларуси и России, военных игр направлены против соседей.
И хотя пока официальной информации о замысле этих учений и участвующих в них силах нет, литовцы высказали предположение, что по сценарию «Запад-2013» будет напоминать вызвавший большой переполох «Запад-2009».
Тогда в учениях, официально названных оборонными и призванными поддержать стратегическую стабильность в регионе, приняло участие более 12 тысяч белорусских и российских военных. И, как утверждают в Минобороны Литвы, легенда маневров, помимо вторжения сухопутных сил союзников на территорию балтийских стран, предусматривала и превентивный ядерный удар по Варшаве.
По мнению главы литовского оборонного ведомства, подобная военная активность России в регионе Балтийского моря требует дополнительного внимания в плане как модернизации собственных армий Литвы и других балтийских стран, так и отработки их взаимодействия с НАТО.
На первый взгляд кажется, что приведенные выше опасения Польши и государств Балтии вполне оправданны. Ведь даже взятая в отдельности Беларусь представляет собой весьма солидную силу в масштабах региона. Согласно расчетам аналитиков, ее призывные ресурсы позволяют при необходимости поставить под ружье около полумиллиона человек.
И вооружить их тоже есть чем. В арсеналах белорусской армии числится примерно 1600 танков, 2500 БМП и БТР, 1490 артиллерийских систем. Даже после всех сокращений по количеству танков, бронемашин и пушек на тысячу военнослужащих Беларусь занимает первое место в Европе.
А своих ближайших крупных соседей Польшу и Украину Беларусь превосходит и по абсолютному количеству тяжелого вооружения наземных войск: по танкам — в 1,8 и в 2,1 раза соответственно; по бронемашинам — в 1,6 и в 1,2 раза; по тяжелым артсистемам — в 2 и 1,3 раза. Что касается Литвы, то тут и сравнивать нечего, так как у этого форпоста НАТО вообще нет танков, а бронемашин и орудий кот наплакал.
Впрочем, эти сопоставления достаточно спекулятивны, так как ни Польше, ни Литве не пришлось бы в одиночку противостоять Беларуси: на их стороне весь военный потенциал Североатлантического альянса. И пусть на стороне Беларуси будет огромная ядерная Россия, но если гипотетические военные действия будут вестись с использованием обычных вооружений, их исход в пользу НАТО предрешен.
Даже при сравнении оговоренных ДОВСЕ квот России и НАТО по обычным вооружениям соотношение сил составляет 1 к 3-4 в пользу альянса. И Беларусь не в состоянии сколько-нибудь значительно повлиять на этот расклад.
Реально же ситуация гораздо хуже. Так, общая численность вооруженных сил стран НАТО составляет 3 млн. 930 тысяч человек, вооруженных сил России — 1 млн. 260 тысяч, Беларуси — 60 тысяч. По военным самолетам картина выглядит следующим образом: НАТО — 14 500, Россия — 1500, Беларусь — 260. По военным вертолетам — 9100, 2000 и 80 соответственно. Танки и боевые машины: 98 тысяч, 36 тысяч, около 4 тысяч (с учетом БТР). Артиллерия (включая реактивные системы залпового огня): 90 тысяч, 47 тысяч, 1 490.
Причем на западном направлении группировка объединенных вооруженных сил НАТО превосходит группировку российских вооруженных сил по танкам в 9 раз, по самолетам в 5 раз, а также (что, может быть, наиболее важно) обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по высокоточному оружию.
К тому же в Североатлантическом альянсе уверены, что превосходят Россию и по качественным показателям вооруженных сил.
Согласно оценкам натовских аналитиков, обнародованным в свое время WikiLeaks, учения «Запад-2009» продемонстрировали, что Россия располагает весьма ограниченными возможностями осуществлять операции с участием авиации, а также опирается на старое и непригодное вооружение. Ее армия не может действовать во всех погодных условиях. Не хватает стратегических транспортных средств.
Устаревшее снаряжение, низкий уровень морали, недостаточно развитые товарищеские взаимоотношения между солдатами, стареющий офицерский корпус, который уже не может действовать гибко, — все это, по утверждению аналитиков НАТО, дает основание говорить о российской армии как о «колоссе на глиняных ногах».
Очевидно, эти выводы и дали основание генеральному секретарю НАТО Андерсу Фогу Расмуссену заявить 2 февраля в Вильнюсе по поводу учений «Запад-2013», что альянс «не рассматривает Россию как угрозу».
Формально это совпадает с заявлением генсека ОДКБ Николая Бордюжи, который 1 февраля во время видеомоста Москва — Минск — Киев — Астана — Ереван подчеркнул: учения «Запад-2013» не несут никакой угрозы соседним государствам.
Впрочем, хотя генсек НАТО не сказал этого, известно, что именно слабость российской армии вызывает беспокойство в Североатлантическом альянсе. Ведь именно по этой причине в случае поражения в конфликте с использованием обычных вооружений Россия может пойти на применение ядерного оружия.
Беларусь же в этом контексте оказывается заложницей тесного военно-политического альянса с Москвой.