Вторая нитка магистрального газопровода через нашу страну может быть построена в 2018 - 2019 годах и обойдется в 5 миллиардов долларов.
Эта новость, прозвучавшая в среду во время рабочей встречи Владимира Путина с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, вошла в топ-листы информационных агентств. Очевидно, самый экономически выгодный проект Ямал - Европа-2 уже много лет лежал под сукном. Хотя к его реализации российских партнеров неоднократно призывал Президент Беларуси. Однако возобновить строительство трубопровода по кратчайшему пути в Европу В.Путин поручил А.Миллеру только сейчас, когда огромные деньги вложены в Южный и Северный газопроводы. Новая стройка может быть начата только после полного завершения этих двух обходных проектов - четырех ниток с объемом транспортировки 63 миллиарда кубов газа в Европу.
Заметим, что Польша, пытаясь диверсифицировать поставки газа, собирается в 2014 году ввести в строй терминал сжиженного газа и развивает планы добычи сланцевого газа. О чем не преминул тут же в среду заявить министр польской государственной казны Миколай Будзановский, курирующий ТЭК. Впрочем, уже вчера министр экономики страны Януш Пехочиньский был менее категоричен. По его мнению, озвученная Президентом России инициатива по возрождению проекта строительства второй нитки газопровода Ямал - Европа может заинтересовать Польшу: "Если бы мы вернулись к транзитному строительству газопровода на линии восток - запад, то Польша должна выразить большую заинтересованность, потому что мы бы смогли зарабатывать на транзите". По мнению Президента России, это нужно еще и "для повышения надежности газоснабжения Польши, Словакии и Венгрии". Ведь газотранспортная система Беларуси находится в собственности "Газпрома", и, по сути дела, газ эти страны будут получать из газпромовской трубы. "Фактически это бестранзитный вариант", - отрапортовал на предложение Путина возобновить строительство Ямал - Европа-2 Алексей Миллер и подчеркнул, что уже были проведены переговоры с венгерскими, словацкими и польскими коллегами на корпоративном уровне, поддержка есть и можно приступить к разработке предварительного технико-экономического обоснования. Однако насколько все это актуально для нас? Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инвестиционной и инновационной политике, уверен, что Ямал - Европа-2 хоть и несколько запоздалый, но шаг в правильном направлении:
- Наш Президент предлагал это еще 5 лет назад. Но по каким-то политическим соображениям строились альтернативные сверху и снизу потоки, суммарная стоимость которых в разы больше, чем предварительная смета второй ветки Ямал - Европа-2. Неожиданно появился негативный фактор - мнение польской стороны в связи со сменой национальной концепции по газоснабжению, они не хотят полностью завязываться на российский газ. Хотя с точки зрения экономики для них это выгодно. Ведь Ямал - Европа-2 - это не просто труба в земле, это доходы, более дешевые ресурсы, которые, как правило, получает транзитер. Впрочем, у "Газпрома" есть рычаги, как сделать Польшу более сговорчивой. Это цена газа. В стране большой промышленный потенциал. А ему нужны дешевые энергоресурсы. В этой связи можно вспомнить Румынию и Болгарию, где тоже были первоначально против проектов "Газпрома". А для Беларуси - это новые рабочие места, налоги, развитие инфраструктуры и плата за транзит. Чем больше газа прокачивается через страну, тем больше отчисления в бюджет. Тут сплошные плюсы.
Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции, также полагает, что насыщение нашей территории важными стратегическими коммуникациями повышает степень безопасности страны во всех отношениях: "Тогда все больше стран становятся заинтересованными в стабильности вокруг Беларуси. Это всегда хорошо".