«Третий путь» как идейная основа Евразийского союза. 21.by

«Третий путь» как идейная основа Евразийского союза

14.06.2013 13:15 — Новости Политики | ИноСМИ  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ИноСМИ

29 мая на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане принято решение о том, что документы о создании и развитии Евразийского экономического союза должны быть представлены Президентам Беларуси, России и Казахстана к 1 мая 2014 года. В рамках следующих встреч на высшем уровне, запланированных в октябре в Минске и в декабре в Москве, главам государств предстоит сделать ряд дальнейших шагов в этом направлении. В результате к 1 января 2015 года Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз будут сформированы окончательно.

В настоящее время речь идет, главным образом, об экономической интеграции, основанной на прагматизме и взаимной выгоде для государств-членов будущего Союза. Однако нельзя не согласиться с точкой зрения видного белорусского ученого Л.Криштаповича о том, что «недостаточно акцентировать внимание только на экономике - не все на ней завязано. Народы и политические элиты должны быть вдохновлены определенной идеей».

Несмотря на усилия лидеров Таможенного союза в стремлении реализовать судьбоносный евразийский проект, в долгосрочной перспективе необходимы не только экономические, военно-политические, но и «духовные скрепы», по словам Президента России В.Путина.

Для успешного функционирования Евразийского союза нужна прочная идейная основа - консолидирующая идея, которая не ограничена только декларациями об экономических выгодах интеграции. Именно такая вдохновляющая идея способна мобилизовать все имеющиеся ресурсы и составляющие государственной идеологии (политико-экономические, интеллектуальные, правовые, нравственные, религиозные и др.). В противном случае вся идеологическая работа может иметь обратный эффект.

Возникает вопрос - есть ли у государств-членов Таможенного союза такая идейная основа, которая позволит генерировать общую энергию более 200 миллионов человек, чтобы направить ее на решение стоящих перед нами задач?

А.И.Солженицын уже в последние годы жизни попытался представить объединяющую, подлинно национальную идею в широком смысле, предложив концепцию «сбережения народа». Несмотря на свою актуальность, она так и не была принята за основу развития государства. Вместо этого последовали различные либеральные лозунги, основанные на идеях «модернизации», призывах «Россия - вперед!» и др. Такие лозунги конъюнктурны и, поэтому, бесперспективны в качестве идейной основы развития общества.

В нашей стране была выдвинута идея построения сильной и процветающей Беларуси. Естественно, что каждый здравомыслящий человек заинтересован жить в сильном и процветающем государстве. Поэтому системообразующую роль в Евразийском союзе все же может сыграть идея, мотивирующая каждого члена общества и объединяющая наши народы.

«Тоталитарная» коммунистическая идеология, например, являлась по большому счету мифом. И все же она смогла объединить волю советского народа на достижение грандиозных целей. Даже если «светлое будущее» в коммунистическом представлении изначально являлось утопией, тем не менее, на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года подавляющее большинство советских граждан проголосовало за сохранение СССР (76,4 процента из 80 процентов, принявших участие в голосовании).

И это не удивительно, так как начиная с освоения космоса, СССР был первым во многих сферах. Но самое главное, понятие Родина - было не чуждо рядовому обывателю. Несмотря на многие трудности, у большинства населения Родина была в душе, а не там, «где меньше налоги». Вот почему сила духа нашего народа - как прямой результат работы консолидирующей идеи в общественном сознании - была непоколебима. Как видится, в современном обществе все еще нет ясного представления о стратегии развития Евразийского союза - куда и зачем мы движемся?

Как нами уже не раз отмечалось, отправной точкой в формировании идеологии Евразийского союза является понимание проблемы нового мирового порядка. Югославский, иракский, афганский, ливийский, сирийский и прочие силовые сценарии передела мира говорят сами за себя. «Цветные революции» и затянувшаяся «арабская весна» также подчеркивают важность геополитического объединения постсоветского
пространства.

В некоторых сценарных прогнозах западного аналитического сообщества и спецслужб уже открыто подчеркивается возможность институционализации мирового правительства как наднациональной структуры, действующей вне международно-правовых рамок ООН. При этом попытки установить геополитический контроль нового мирового порядка происходят уже на срезе Балто-Черноморско-Каспийской дуги, иными словами, у наших общих духовных, а также государственных границ.

Исходя из этого дальнейшая судьба геополитического пространства, обозначенного границами бывшего СССР, в том числе Республики Беларусь, напрямую зависит от полномасштабной евразийской интеграции. Только Евразийский союз может стать балансирующим механизмом новой системы международных отношений. Именно он представляет собой единственную жизнеспособную и самодостаточную альтернативу новому мировому порядку. В этом и заключается его судьбоносный смысл и историческое значение евразийской интеграции.

В современных условиях едва ли можно позволить себе и далее заниматься поиском национальной идеи или спорить о символах. Пора, наконец, осознать, что наша национальная идея всегда была и есть в общих истоках - Византии, Древней Руси и христианском миропонимании. Вот почему наряду с экономической повесткой дня важная роль принадлежит работе идеологической вертикали и ее результатам.

С этой точки зрения можно оценить эффективность этой работы, а также упредить возможность любых действий, которые могли бы нанести потенциальный ущерб процессу интеграции или расколоть общественное мнение по этому жизненно-важному для нас вопросу. Хотя многие сегодня все еще не замечают, что «веник» из известной притчи пытаются ломать уже более изощренными методами.

К слову, накануне празднования 1025-летия крещения Руси развернувшаяся дискуссия относительно возведения памятника князю Ольгерду в Витебске, например, могла бы рассматриваться именно с таких позиций, конечно, принимая во внимание аргументы как сторонников, так и противников данного символичного сооружения.

В свете исторической даты крещения Руси и предстоящих саммитов на высшем уровне важно подчеркнуть, что русский и белорусский народы имеют общую древнерусскую государственность, а восточные славяне (поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, радимичи, полочане, словены и др.) - это наши общие предки, причем и на генетическом, и на духовном уровнях.

Именно в истоках древнерусской государственности заложены основы единства. Как подчеркнул Л.Криштапович, «идея эта - в нашей истории. Наша общерусская история нас объединяет. Следовательно, возвращение к своим общерусским корням, общерусской основе - это, фактически, решающий момент на пути возрождения наших стран, их единения, их объединения и единства».

Только с осознанием этого проявит себя внутренняя сила идеологии, а новое геополитическое объединение возникнет на незыблемом духовном и идеологическом фундаменте. Как маленький росток на пути к свету и жизни набирает мощь в сотни атмосфер и пробивает камень, так и стремление к единству наших народов может не только обеспечить соответствующие экономические показатели, но и изменить геополитический ландшафт Евразии.

На наш взгляд, консолидирующая Евразийский союз идея, образно обозначим ее «третий путь», и есть та основа, которая позволяет запустить действительно мощный геополитический проект с возможностью дальнейшей интеграции в рамках этого проекта близких по духу государств, в том числе, Украины.

Такая идея основывается на трех составляющих. Во-первых, это наши общие истоки и единое Отечество в метафизическом измерении. Во-вторых, создание нового баланса сил и механизмов, способных уравновесить систему международных отношений путем сотрудничества Евразийского союза с такими мощными игроками, как Китай, Индия и другими странами БРИКС. В третьих, ценностно-мировоззренческие ориентиры, проявляющие истинную роль России как «осевого государства» Евразии, сдерживающего расширение нового мирового порядка и отдаляющего Армагеддон.

Как представляется, сегодня как никогда ранее необходима разработка и реализация соответствующей внешнеполитической стратегии и идеологических основ функционирования Евразийского союза. Ведь любой корабль, а тем более сложный государственный и интеграционный механизм, без путеводной звезды и движущей силы имеет гораздо меньше шансов выстоять в нашем сложном и противоречивом мире.

Александр Плащинский, кандидат экономических наук

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
29 мая на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане принято решение о том, что документы о создании и развитии Евразийского экономического союза должны быть представлены Президентам Беларуси, России и Казахстана к 1 мая 2014 года. В рамках следующих встреч на высшем уровне, запланированных в октябре в Минске и в декабре в Москве, главам государств предстоит сделать ряд дальнейших шагов в этом направлении. В результате к 1 января 2015 года Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз будут сформированы окончательно.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика