За последние несколько месяцев белорусские суды вынесли уже три смертных приговора. Это вызывало резкое осуждение со стороны международных правозащитных организаций, Евросоюза и Совета Европы. Эксперты отмечают, что отмена смертной казни — это тот товар, который Беларусь надеется продать Западу подороже, поэтому и не торопится.
Минск не хочет определять цену человеческой жизни по европейским меркам" vspace="4" align="left" width="250" height="150" src="http://www.21.by/pub/news/2013/06/1372141568939515.jpg" />Более того, генеральный прокурор Александр Конюк, выступая 19 июня перед депутатами Палаты представителей, выразил недовольство позицией отдельных СМИ и правозащитников относительно вынесенных недавно смертных приговоров.
«Недавно было вынесено два приговора. Опять начался вой в СМИ. О чем они воют? Воют о судьбе человека, который загубил несколько жизней. Но никто не поговорил с матерью 22-летней убитой девушки, никто не поинтересовался, как дальше будут жить близкие жертв, — сказал Конюк. — Вой-то начался, но как преступника исправить, когда он отрезал голову и ездил с ней в сумке по стране? Что делать с негодяем, который нанес 122 ножевых ранений своей жертве?»
Эти пассажи ярко иллюстрируют взгляды властей на проблему. Вместе с тем, эксперты полагают, что при изменении внешнеполитической конъюнктуры тональность властей может стать более толерантной.
Аргументы Минска неубедительны
Наличие в стране смертной казни — по сути, главное, что мешает Минску получить статус специально приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы. Еще в 2009 года ПАСЕ приняла резолюцию, в которой говорится, что возвращение Беларуси этого статуса возможно только при отмене смертной казни или введении моратория на ее применение.
Когда речь заходит о проблеме смертной казни, представители власти любят ссылаться на результаты референдума 1996 года. Тогда против отмены смертной казни высказались 80,44% участвовавших в голосовании.
При этом результаты опроса, проведенного в марте 2012 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, свидетельствуют, что за 16 лет после референдума мнение белорусов сильно изменилось. По данным НИСЭПИ, за отмену смертной казни в стране высказались 49,7% опрошенных, против отмены — 40,8%.
Политический обозреватель Андрей Федоров не может понять логику белорусского руководства: почему оно так держится за смертную казнь?
«Ссылки на результаты референдума вряд ли являются убедительными, потому что в наших условиях при соответствующей идеологической обработке в СМИ общественное мнение может быть довольно легко изменено как в одну, так и в другую сторону», — отметил аналитик в комментарии для БелаПАН.
Он подчеркнул, что проблема смертной казни затрудняет в первую очередь развитие сотрудничества Беларуси с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей. «Но у меня нет уверенности, что белорусские власти хотят присоединения страны к Совету Европы, ведь в этом случае она подпадет под действие Европейского суда по правам человека», — сказал Федоров.
Он также отметил, что Совет Европы не является той международной организацией, которая могла бы предоставить стране значительные финансовые средства, в чем заинтересован официальный Минск.
«Можно предположить, что Минск занял позицию, когда вроде бы и проявляет желание сблизиться с Советом Европы, но на деле его не имеет, поэтому и не решается вопрос смертной казни. Это один из способов сохранить статус-кво», — полагает Федоров.
Для Европы это дело принципа
В свою очередь, политолог и юрист Юрий Чаусов подчеркивает, что три последних смертных приговора были восприняты «как демонстративное действие, показывающее неподчинение Беларуси европейским стандартам прав человека».
«Напомню, что Беларусь — это единственная страна на европейском континенте, которая расстреливает людей. Смертная казнь отменена не только во всех странах Совета Европы, но и во всех странах СНГ, кроме Беларуси», — сказал аналитик.
Почему Минск занял такую жесткую позицию в вопросе отмены смертной казни?
По мнению Чаусова, с точки зрения белорусских властей это товар, который следует продать Западу как можно дороже. «Отмена смертной казни может рассматриваться лишь в качестве ответного шага на какие-то значимые послабления в отношении Беларуси. Скорее, тут надо говорить не о конкретных вещах, а в целом о потеплении в отношениях, восстановлении коммуникации на равных, возвращении Беларуси статуса рукопожимаемой страны в Европе», — сказал Чаусов.
Необходимо понимать и роль Совета Европы на континенте — это не экономическое объединение, а объединение стран, которые признают права человека, демократию и правовое государство в качестве фундаментальных ценностей.
«В свое время СЕ сыграл значительную роль в создании ценностной основы европейского объединения, которое в дальнейшем получило развитие в виде европейских сообществ, а затем ЕС. Сначала были ценности, затем экономика, — говорит Чаусов. — В отношении Беларуси этот механизм не сработал. В Беларуси остались диктатура, смертная казнь, нереформированная экономика. Беларусь стоит в стороне от всех процессов европейской интеграции».
И в этой связи для Европы вопрос о смертной казни в Беларуси действительно является принципиальным. Европейцы подходят к нему не формально, а с ценностной точки зрения: возможность принять Беларусь в семью европейских стран ставится в зависимость от того, будут здесь расстреливать людей или не будут.
Страна заинтересована в частичном сотрудничестве с Советом Европы
Чаусов также отмечает, что следует видеть разницу между полноценным членством в СЕ (с подписанием Конвенции о правах человека и факультативных протоколов к ней, один из которых предусматривает отмену смертной казни) и статусом специально приглашенного.
«Такой статус был предложен новым независимым государствам в 90-е годы, когда необходимо было разработать механизм расширения европейских ценностей на восток, — напомнил Чаусов. — Сейчас ни одной страны с таким статусом нет. А вот Беларусь хотела бы именно такой статус, который позволяет ей как бы и находиться в Совете Европы, но не подчиняться тем институциональным механизмам, которые реально оказывают влияние на внутреннюю политику».
Беларусь совершенно не заинтересована в том, чтобы вопросы соблюдения прав человека в стране рассматривались в Страсбургском суде. Беларусь не выполняет даже рекомендательные, как считают власти, решения Комитета ООН по правам человека, который, хоть и в более мягкой форме, чем Страсбургский суд, является институтом рассмотрения индивидуальных жалоб.
«Таких решений уже около 40. Ни одно из них не исполнено, — сказал Чаусов. — Так что в Беларуси просто структурно политическая система не может включить в себя элемент этих механизмов по правам человека».
Но если вступление в Совет Европы невозможно без подписания Европейской конвенции о правах человека, то присоединение к определенным конвенциям предусмотрено и без членства в СЕ.
«Этих конвенций достаточно много. Сейчас именно в рамках диалога по линии Страсбург — Минск активно дебатируются вопросы о присоединении Беларуси, например, к конвенциям о борьбе с коррупцией, об охране историко-культурного наследия, — сообщил Чаусов. — Беларусь в них заинтересована, идут переговоры, обсуждаются возможности присоединения страны к этим конвенциям».
Это, в свою очередь, дает страсбургским чиновникам возможность говорить о прогрессе в отношениях с Беларусью даже без учета такого больного вопроса, как смертная казнь, подчеркивает политолог.
Страсбург вынужден довольствоваться минимальными успехами
При этом собеседник БелаПАН отмечает: оценивая политику СЕ в отношении Беларуси, сложно удержаться от улыбки, насколько небольшие шаги могут представляться в качестве больших успехов. Например, продление мандата работы Инфоцентра СЕ в Минске демонстрируется как значимый признак прогресса.
«А то, что там теперь работает не один, а два сотрудника, воспринимается как прорыв в отношениях с Беларусью. Безусловно, это не есть значимые изменения, но страсбургские чиновники вынуждены демонстрировать хорошую мину и довольствоваться малым. Не отменяет Беларусь смертную казнь, но зато проводит семинар по вопросу ее отмены. Это уже хорошо, и чиновники заинтересованы показывать это как успех в отношениях с Беларусью», — говорит эксперт.
По его мнению, Беларусь как раз и ценна для Страсбурга тем, что является единственной европейской страной, не входящей в Совет Европы.
«Это такой очевидный вызов, задача, проблема, которую надо решать. А поскольку структуры этой организации, кроме Европейского суда, уже в значительной степени в самой Европе свою миссию выработали, достигли своей цели, то нерешенным остается вопрос Беларуси, — сказал Чаусов. — А если мы учтем, что Совет Европы финансируется ЕС, многие проекты финансируются из бюджета Еврокомиссии, то Беларусь ценна и как строка в бюджете Совета Европы».
Чаусов скептически оценивает шансы на отмену смертной казни в стране в ближайшей перспективе.
«Но мне, как стороннику отмены смертной казни, хотелось бы верить, что официальный Минск собирается каким-то красивым жестом ввести мораторий, — это будет означать замену расстрела пожизненным заключением тем троим, кому недавно вынесены смертные приговоры, — чтобы продемонстрировать имплементацию моратория де-факто именно в отношении конкретных заключенных», — сказал Чаусов.