Гендиректор «Уралкалия» похоже, вот-вот покинет минскую «американку» — печально известную тюрьму КГБ. На совещании 19 сентября Александр Лукашенко заявил: «Если российские следователи будут заинтересованы в экстрадиции российского гражданина Баумгертнера, который нами задержан, то я здесь не вижу особых препятствий. Мы за него абсолютно не держимся».
Это «не держимся» звучит удивительно непринужденно после того, как российского топ-менеджера, вероломно арестованного в Беларуси 26 августа, только ленивый не назвал заложником калийного конфликта.
Мавр сделал свое дело
Вывод прост: мавр сделал свое дело, мавр может выходить. Иначе говоря, Лукашенко, который рисковал, пойдя на дерзкий арест важной птицы, по большому счету удовлетворен промежуточным результатом.
Причем подъем рейтинга белорусского президента за счет роскошно поданной пропагандой священной войны с проклятыми олигархами — лишь побочный эффект. Главное же то, что обложенный красными флажкамиСулейман Керимов, основной совладелец «Уралкалия», видимо, уже сто раз пожалел, что пошел в июле на блицкриг, внезапно разорвав картельное соглашение с белорусами, и теперь от греха подальше готов продать свою долю.
Это дает белорусской стороне шанс возобновить совместные продажи стратегического продукта или, по крайней мере, вновь выйти на согласование ценовой политики.
Поразительно и то, что Кремль проявил в этой истории удивительную сдержанность, не полез в бутылку (типа «наших бьют»), а напротив, дал отмашку на приезд в Минск целой вереницы «особ, приближенных к императору».
Было впечатление, что люди, близкие к Кремлю, едва ли не заняли в приемной Лукашенко очередь, чтобы порадовать подарками. Глава «Роснефти» Игорь Сечинпообещал костьми лечь, но обеспечить белорусские НПЗ сырьем. Руководитель «Газпрома» Алексей Миллер вел речь о прокладке второй ветки Ямала — Европы и других вложениях. А Герман Греф от имени Сбербанка России привез 800 миллионов долларов инвестиций для БелАЗа и Мозырского НПЗ. Плюс намекнул, что возможно рефинансирование прежнего миллиардного кредита «Беларуськалию».
В начале калийной войны звучали голоса, что уж теперь-то Лукашенко допрыгался, Москва размажет его по стенке. И вдруг — аттракцион неслыханной щедрости. С чего бы это?
Керимов промахнулся
Похоже, «Уралкалий» не согласовал свою новую стратегию продаж на мировом рынке (проще говоря, выигрыш за счет обвала цен) с администрацией российского президента, отметил в комментарии для Naviny.by аналитик BISS (Вильнюс) Андрей Елисеев.
Белорусская сторона, по его словам, мастерски играет на противоречиях между российскими бизнес-группировками. И в этом конкретном случае, вероятно, «имела инсайдерскую информацию, что Кремль не будет сильно вступаться за «Уралкалий».
В итоге Акела промахнулся: Керимов с треском проиграл блицкриг. Причем его долю в «Уралкалии», согласно сливам, может купить кто-то из людей Путина — например, Владимир Коган. А свежие заявления Лукашенко о том, что «Уралкалий» фактически банкрот, могут сбить цену пакета акций, отмечают обозреватели. То есть, опять же, оказать услугу путинским.
Другое дело, что склеить разбитый горшок Белорусской калийной компании даже после смены владельца «Уралкалия» будет непросто. И потом, мировой рынок уже отреагировал, на сегодня он практически парализован. За август удалось поставить на экспорт лишь 44 тысячи тонн продукции «Беларуськалия» — это две чайных ложки на фоне прежних продаж.
Так что дыру в белорусских финансах этим богатством отечественных недр в ближайшей перспективе не заделаешь. Остается верный способ — раскручивать Кремль на преференции по политическим соображениям. И в этом плане для Минска тоже складывается по-своему благоприятная конъюнктура. Тот случай, когда кому война, а кому мать родна.
Имеется в виду конфликт Москвы с Киевом. Украина, похоже, окончательно отрывается, подписание соглашения об ассоциации с ЕС на мази, в среду его одобрило правительство страны. Надежды Москвы затащить «славянскую сестру» в Таможенный союз идут прахом. Армения в этом смысле замена явно неравноценная. Таким образом, чтобы евразийский проект Путина не сорвался, критически важна лояльность Лукашенко.
Минск возьмет дань за участие в Евразийском союзе
В том, что Владимир Путин не стал ссориться с белорусским коллегой из-за калийного дела, «геополитический фактор имеет большое значение», считает белорусский политолог Алесь Логвинец. Если иметь в виду нежелательный для российского руководства европейский тренд Украины, то «Кремлю сложно было бы вести экономическую войну на два западных фронта», отметил Логвинец в комментарии для Naviny.by.
По его словам, Лукашенко пытается продолжить торг, поднимая цену своего участия в Евразийском союзе. «Не думаю, чтобы Кремль пошел на большие уступки институционального плана. Скорее всего, речь будет идти о краткосрочных выгодах для Минска в виде увеличения нефтяной квоты, сниженной цены на газ, нового кредита», — прогнозирует Логвинец.
Действительно, хотя Сечин в Минске и заверял, что белорусские НПЗ не окажутся на подсосе, российское Минэнерго сливами через СМИ продолжает попугивать снижением поставок нефти по трубам в четвертом квартале. Еще важнее вопрос о нефтяном балансе на будущий год — канун президентских выборов в Беларуси. Перед борьбой за очередной срок правления бессменному президенту был бы очень кстати и еще один кредит по линии Антикризисного фонда ЕврАзЭС (или под любым другим соусом).
Итак, сегодня белорусскому руководству сподручнее всего конвертировать в российские преференции свое участие в создании Евразийского союза. Не случайно эту тему Лукашенко поднял в четверг в Минске на том самом совещании, на котором заговорил об экстрадиции Владислава Баумгертнера: «С начала 2015 года, я уверен, начнет работать новый экономический союз… Этот калийный скандал ни в коем случае не должен стать камнем преткновения в отношениях не только между государствами, но и между двумя президентами».
Большие маневры
Белорусским властям выгодно подписать договор о создании Евразийского союза, отмечает Андрей Елисеев, так как это позволит получать дотации от России. В то же время Минск будет стараться «минимизировать для себя потенциальную опасность этого проекта». В частности, белорусская сторона весьма ревностно относится к делегированию тех или иных полномочий на наднациональный уровень. По прогнозам Елисеева, Минск будет стараться в этом плане оставить себе лазейки в интеграционных конструкциях.
Свежий штрих: по информации БелаПАН, белорусская сторона предлагает поровну разделить голоса в Евразийской межпарламентской ассамблее (так планируется назвать парламентский орган Евразийского экономического союза). При том что и по населению, и по экономическому потенциалу Беларусь заметно уступает Казахстану, а рядом с Россией — карлик. Но зато есть опыт создания союзного государства с Россией: чуть что — караул, маленьких обижают, так мы не играем!
Попытки интеграции авторитарных постсоветских стран обречены на череду конфликтов. Это запрограммировано самой природой режимов, менталитетом вождей, манерой ведения дел: непрозрачность политических и экономических решений, совместный бизнес с двойным дном и т.д. Так что без новых войнушек между заклятыми союзниками не обойдется. Но сегодня — фаза умиротворения.
Сейчас Лукашенко встретится с Путиным в Сочи, где 23 сентября пройдет саммит ОДКБ. Затем, надо думать, российский главнокомандующий прилетит в Беларусь на заключительную фазу маневров «Запад-2013».
К этим событиям, по идее, проблему Баумгертнера надо снять. Тогда белорусский вождь и хозяин Кремля смогут спокойно обсудить по понятиям цену ряда важных вопросов: российская авиабаза в Лиде, единая система ПВО, Евразийский союз к 1 января 2015 года и пр. Гендиректор же «Уралкалия» на фоне этих масштабных интеграционных планов будет тихо радоваться, что еще легко отделался.
В физике есть килоджоули и мегагерцы, децибеллы и миллиамперы. А вот белорусско-российскую интеграцию, видимо, сподручнее измерять в баумгертнерах.