Прошедшие недавно российско-белорусские военные маневры «Запад-2013» вызвали нервную реакцию в странах Балтии и Польше. Но, скорее всего, напрасно. Страны ОДКБ думают прежде всего об угрозе с юга.
Экс-министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд заявила, что когда проходят такие учения, обеспокоены не только страны Балтии, но и все европейское сообщество. «Отработка сценариев, которые, как известно из истории, принесли столько ужаса и разрушений, по моему мнению, недопустима», — подчеркнула Оюланд.
В ряде польских СМИ было высказано мнение, что в ходе этих учений Россия и Беларусь отрабатывали не антитеррористический план, а агрессивную войну, наступление на Варшаву и даже возможный ядерный удар по польской столице.
Многие западные наблюдатели обратили внимание на странный сценарий заключительной фазы маневров.
Заявленный как чисто антитеррористический, он предусматривал использование фронтовой авиации, тяжелой ствольной артиллерии, реактивных систем залпового огня, тактических и оперативно-тактических ракетных систем. По сути дела, в учебно-боевых действиях были задействованы все виды и роды войск.
И тем не менее, ряд авторитетных российских и белорусских экспертов считают, что «Запад-2013» следует рассматривать прежде всего через призму возможного участия военных двух стран в урегулировании вооруженных конфликтов в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Противодействие диверсионным группам и незаконным вооруженным формированиям, которое отрабатывалось на этих маневрах, — отнюдь не белорусский сюжет.
Так, президент российской Академии геополитических проблем Леонид Ивашов полагает, что для России и ОДКБ сейчас наиболее болезненными являются афганский и сирийский вопросы. Афганистан вообще граничит с входящим в ОДКБ Таджикистаном и является главной головной болью этой организации в ближайшей перспективе — после того, как афганскую территорию покинут войска коалиции, возглавляемой американцами.
Об этом, кстати, почти напрямую заявил и Владимир Путин, выступая 23 сентября в Сочи на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российский президент заявил, что «повышение обороноспособности наших стран, боеготовности и эффективности коллективных сил позволяет нам создать надежный заслон террористическим и экстремистским угрозам. Это особенно важно в связи с планируемым в 2014 году выводом иностранного воинского контингента из Афганистана».
По словам Путина, «развитие ситуации в этой стране по любому сценарию не должно застать нас врасплох». Проблема «перелива терроризма из одной страны в другую страну вполне реальна» и может затронуть интересы любой из стран ОДКБ, заявил российский руководитель.
О вероятности развития событий по такому сценарию говорят и публикации в авторитетных российских СМИ. Согласно материалам со ссылкой на данные российской военной разведки, уход американцев из Афганистана и предстоящие там в апреле будущего года президентские выборы могут спровоцировать в соседних Таджикистане и Киргизии беспорядки, способные докатиться и до российской территории.
Отвечая на днях на вопросы военных экспертов относительно перспектив развития ситуации в Афганистане, начальник российского Генерального штаба Валерий Герасимов подчеркнул, что ему известно о фактах присоединения к движению «Талибан» целых подразделений афганской армии.
По прогнозам российского Генштаба, передача контроля за ситуацией в Афганистане местным силовикам накануне президентских выборов может добавить масла в огонь. В результате не исключено проникновение групп боевиков на территорию союзников России по ОДКБ — Таджикистана и Киргизии.
О крайнем обострении положения на таджикско-афганской границе сообщил и заместитель генерального секретаря ОДКБ Геннадий Невыглас, выступая 27 сентября на круглом столе «ОДКБ и вопросы обеспечения европейской безопасности» на факультете международных отношений Белгосуниверситета.
По словам Невыгласа, фактически произошел «разгон местной власти» на прилегающей к Таджикистану афганской территории. «Талибан» практически вышел на линию границы, и таджикские пограничники уже вступают в боестолкновения с его боевиками. Обстановка усугубляется очень непростой ситуацией в самом Таджикистане в преддверии президентских выборов, которые назначены на ноябрь 2013 года.
Затронул Невыглас и тему возможных конфликтов между некоторыми сопредельными странами региона ОДКБ. По словам выступавшего, «предпосылками к этому являются проблемы неурегулированности госграниц, проблемы транспортной изоляции, все более и более дающий о себе знать дефицит водных и энергетических ресурсов». В связи с чем «не исключены отдельные всплески напряженности на фоне социально-экономических проблем и активно развивающихся политических процессов».
Противостоять же перечисленным угрозам в зоне ответственности ОДКБ предстоит Коллективным силам оперативного развертывания (КСОР) этой организации, в состав которых входят свыше 26 тысяч военных из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
Эти силы были созданы в феврале 2009 года для «отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Согласно имеющейся информации, до весны 2014 года КСОР ОДКБ будут проверены на готовность к выводу войск США из Афганистана.
Как считают в руководстве ОДКБ, нельзя исключить и дальнейшей эскалации конфликтов в ряде стран Ближнего Востока, в Центральной и Юго-Восточной Азии. Часть этой «дуги нестабильности» проходит в непосредственной близости от границ стран ОДКБ. И не исключено, что специальные подразделения ОДКБ будут участвовать в международных миротворческих операциях в этих регионах.
Ведь помимо КСОР участниками организации шесть лет назад создан и миротворческий контингент. Правда, о нем до последнего времени мало что было слышно (его единственные учения с участием тысячи миротворцев прошли в свое время в Казахстане).
Однако на упомянутом круглом столе Невыглас заявил, что уже в октябре эти «миротворческие силы будут сдавать экзамен на зрелость представителям соответствующего комитета ООН, после чего мы получим право участвовать в миротворческих операциях вне зоны нашей ответственности».
И действительно, из российских СМИ известно, что с 7 по 11 октября на российском полигоне Чебаркуль пройдут совместные учения миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство-2013», в которых примут участие контингенты и оперативные группы от всех стран-участниц.
До настоящего времени возможности использовать постсоветских миротворцев за пределами территории ОДКБ не было: ООН могла привлекать солдат из России или Казахстана только в составе национальных контингентов.
ОДКБ долго боролась за изменение такого положения — статус наблюдателя при ООН она получила еще в 2004 году, но только год назад между секретариатом ОДКБ и департаментом по поддержанию мира ООН был подписан специальный меморандум. В нем говорится о необходимости «содействовать расширенному и активному сотрудничеству в деятельности по поддержанию мира, в том числе и поощряя государства-члены ОДКБ к выполнению миротворческих миссий ООН».
Что касается возможности участия миротворцев ОДКБ в урегулировании сирийского конфликта, то, по мнению Леонида Ивашова, сейчас еще сложно сказать даже о том, какие формы в итоге примет урегулирование ситуации как вокруг, так и внутри Сирии.
«Если будет проводиться международная операция по обеспечению безопасности захоронения или вывоза химического оружия в Сирии, то ООН может привлечь и российских миротворцев, и миротворцев ОДКБ к ее осуществлению», — считает российский эксперт.
Не так давно генсек ОДКБ Николай Бордюжа назвал миротворческие подразделения этой организации «абсолютно дееспособными, реальными формированиями, которые обучены проведению миротворческих операций» и готовы к применению.
По его словам, хотя миротворческие силы ОДКБ в боевой обстановке еще не применялись, «но вся логика развития последних событий в мире говорит о том, что нам когда-либо придется их применить, во всяком случае, мы к такому повороту событий готовы».
Если говорить о Беларуси, то все военнослужащие, которых руководство страны может отправить за ее пределы для участия в миротворческих операциях, должны быть добровольцами и иметь специальную подготовку. Военнослужащих срочной службы для выполнения любых миссий за рубежом запрещено использовать законодательно.
"Учения следует рассматривать прежде всего через призму возможного участия военных двух стран в урегулировании вооруженных конфликтов в Центральной Азии и на...