28 января в Киеве состоится внеочередная сессия Верховной рады, от которой ожидают решений, ведущих к компромиссу между властью и оппозицией. Каким будет исход нынешнего противостояния в Украине, задали мы вопрос лидеру гражданской кампании «Говори правду!» Владимиру Некляеву, только-только вернувшемуся в Беларусь с Евромайдана.
— В чем вы, очевидец этих драматических украинских событий и участник драматических белорусских событий 19 декабря 2010 года, видите главную проблему, стоящую перед украинскими политическими элитами? И какими вам видятся пути ее решения?
— В Украине целый спектр политических и экономических проблем, но главная проблема на сегодня — Янукович. Точно так же, как в Беларуси главная проблема — Лукашенко. Верховная рада Украины может отменить антидемократические законы от 16 января, объявить амнистию арестованным участникам Майдана, то есть, снять сиюминутную остроту ситуации, но проблема Януковича останется. Обсуждаются два варианта ее решения: или смести его сейчас, на чем настаивает Майдан, или освободиться от него на президентских выборах, оставив ему на время, как здесь говорят, не Украину, а Межигорье. То есть, его резиденцию.
Смести Януковича сейчас может только революция, которая в Украине тоже имеет свою проблему. Революция, как известно, возможна в одной отдельно взятой стране или даже в нескольких отдельно взятых странах, но она невозможна в половине отдельно взятой страны. Потому что в таком случае одна половина отдельно взятой страны становится одной страной, а вторая — другой.
Завоевать больше регионов, чем оппозиция уже завоевала, она вряд ли сможет. Восточные регионы и Крым будут поддерживать (при помощи третьей силы) Януковича. Это значит, что дальнейшее давление на власть из регионов может привести к расколу Украины.
— Как, по-вашему, украинская оппозиция может этому противостоять? Не допустить раскола, не уходя от ответственности за будущее страны и не потеряв доверия Майдана? Какие шаги предприняли бы вы, если бы были одним из лидеров украинской оппозиции?
— Самое легкое дело, как известно, давать советы. Особенно, наблюдая бой со стороны… Если бы, кстати, в 2010 году в Беларуси я не прислушивался к сторонним советам, а делал все так, как сам решил изначально, сегодня всё могло быть по-другому.
И тем не менее…
Я попробовал бы сделать так: принять предложение войти в правительство — и не принять его одновременно. Предложить кандидатом в премьер-министры человека, не являющегося членом оппозиционной «тройки», но пользующегося доверием Майдана. Не кто-то из тройки входит в правительство, а они вместе формируют правительство на равных с действующим президентом. И предлагают кандидата на должность премьера.
Таким кандидатом может быть Петр Порошенко, имеющий опыт управленческой, дипломатической и государственной деятельности. Он возглавил бы коалиционное правительство переходного периода вплоть до выборов президента. При этом Петр Порошенко берет обязательство не баллотироваться в президенты.
Таким образом, все четверо доказывают публично, что дело — не в их личных интересах, а в будущем Украины.
Далее. Лидеры «тройки» готовят свои политические силы к досрочным выборам Верховной Рады с новыми составами избирательных комиссий всех уровней, сформированными пропорционально представленности политических партий в парламентских фракциях — после перерегистрации фракций. Таким образом, Рада избирается до президентских выборов, досрочно, под контролем новых избиркомов и коалиционного правительства.
Президент переизбирается в 2015 году, согласно Конституции. Одновременно с его переизбранием возвращается Конституция 2004 года.
…Я не утверждаю, что это лучший вариант. Лучше было бы, конечно, сразу: «Банду — геть!». Но нужно трезво смотреть на ситуацию, оценивать возможности. Что сегодня в силах оппозиции, то в силах, а что нет, то нет. Главное — не допустить, чтобы что-то за Украину решила третья сила, как это случилось в Беларуси.
— Но в Украине, кроме оппозиции, есть еще Майдан. Народная сила.
— Да. И это самое существенное, что в Украине есть. В конце концов, именно эта сила все и решит. Как, впрочем, рано или поздно и в Беларуси.