Беседы о коммунизме: Сергей Калякин. 21.by

Беседы о коммунизме: Сергей Калякин

19.03.2014 11:50 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

По мнению Сергея Калякина, лидера белорусской партии левых «Справедливый мир», сегодня коммунистические и социалистические идеи в мире переживают настоящий ренессанс. В Беларуси также растет число сторонников политических течений левого толка. Тем не менее, «Справедливый мир» вступил в альянс с партией правого толка – ОГП. В интервью Сергей Калякин объясняет, с чем это связано.

- Сегодня в Беларуси насчитывается уже три компартии – Ваш «Справедливый мир», «Коммунистическая партия Беларуси», и пытаются зарегистрировать «Белорусскую коммунистическую партию трудящихся». Плюс несколько социал-демократических партий. Плюс периодически заявляющие о себе национал-большевики. Как Вы сами считаете, в чем причина такой популярности левых идей в стране?

- Я думаю, это не столько популярность левых идей. В свое время многие партии возникли «по поводу», и сегодня продолжают существовать скорее не как партии, а как небольшие группы людей. Сегодня из левых наиболее крупные группы – это наш «Левый мир» и «Коммунистическая партия Беларуси». По крайней мере, сегодня эти партии декларируют свою программу и пытаются ее реализовывать, участвуют в политической жизни, в частности, в проходящих сейчас местных выборах. Подобную же активность проявляет и Социал-демократическая партия «Грамада», которую возглавляет Вешторт.

Сегодня в Беларуси, к сожалению, все политические партии в классическом стиле – это квази-партии. Потому что государство создает невозможные условия для деятельности. Начиная от невозможности зарегистрироваться новым структурам. Но и те, кто сегодня зарегистрирован, ущемлены в своих правах. Вот возьмем нашу Белорусскую партию левых «Справедливый мир». Абсолютно немыслимая ситуация, когда мы за собственные партийные деньги снимаем где-то в Минске зал и проводим публичную дискуссию на тему «О правах трудящихся в Республике Беларусь», или на какую-то другую тему, которая может волновать наших сторонников. Это абсолютно невозможно, никто не рискнет сдать нам зал в аренду.

Провести демонстрацию наших программных позиций, нашего отношения к действительности через какое-либо массовое мероприятие – тоже практически невозможно. Потому что такие мероприятия разрешаются один раз в год, и то даже не каждый год. Такой праздник, как 1-е мая, также блокируется властями, которые просто боятся любого организованного гражданского движения. Наверное, в силу того, что власть декларирует полную поддержку ее населением (на последних президентских выборах – более 80%). Но я не верю, что это так, потому что если бы это было так, не было бы такого жесткого прессинга в отношении организованных групп граждан, которые относятся оппозиционно к этой власти.

Что же касается левых идей в целом, то в мире они сегодня переживают ренессанс. В Беларуси – в меньшей степени, но и у нас в последнее время появилось много партий, которые стоят на левых позициях. К примеру, та же «Белорусская партия зеленых». Есть и много всяких левых молодежных групп, которые не ассоциируют себя с партиями. Среди них можно найти всех – от антиглобалистов до анархистов и прочих. В основном все они базируются на неудовлетворенности людей тем социально-экономическим положением, в котором они сегодня находятся. Для молодежи, на мой взгляд, даже более важно не то положение, в котором она находится, а бесперспективность, отсутствие социальных лифтов. Сегодня многие молодые люди даже не заводят семью, потому что нет перспективы получить собственное жилье, иметь достаточные доходы для обеспечения этой семьи.

Эти все проблемы сегодня есть в государстве, и существующая государственная система не дает людям перспективы. Соответственно, люди начинают интересоваться: есть ли какая-то альтернатива? Альтернативой являются левые, марксистские идеи. Поэтому сегодня объективно все больше людей в Беларуси понимают и осознают, что это миф – о либеральном рае и рынке, который решит все их проблемы. 

- Но сами Вы вошли в альянс «Талака» с абсолютно правой ОГП. Как Вы это объясните?

- Это не альянс, это временный союз. Потому что временные союзы всегда характерны для всех политических сил. В «Талаке» объединение не «за», а «против». Мы против той политической системы, которая никому не дает возможности самореализоваться – ни правым, ни левым. И если мы вспоммним, за что выступает «Талака», мы вспомним, что в ней политические силы объединились вокруг одного вопроса: за справедливые выборы для лучшей жизни.

Да, сегодня все мы – и правые, и левые, – заинтересованы в том, чтобы к власти приходили люди, политические силы, за которых голосуют граждане. А власть не назначала сама себя. И это является базой для широкого альянса. Я скажу даже больше: сегодня в республике существует консенсус между всеми оппозиционными силами в отношении того, что нынешнюю политическую систему нужно менять. И есть видение контуров будущей политической системы, несмотря на наши очень сильные расхождения, которые изложены, в частности, в Малой Конституции Республики Беларусь, где мы говорим о том, каким должно быть отношение властных структур между собой и отношение власти и человека. 

- Продолжает ли идеология «Справедливого мира» основываться на идеях Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина?

- Да, что касается Карла Маркса и Фридриха Энгельса – однозначно, на мой взгляд марксизм – это одна из фундаментальных социальных наук, которая дает ответы на многие вопросы и сегодня многие вещи там актуальны. Хотя их нужно применять, исходя из того, что мир изменился, и изменилась структура общества, в том числе классовая. Допустим, сегодня понятие «пролетариат» значительно отличается от того, что имел ввиду Маркс. Но это были очень прозорливые ученые, и в свое время уже Энгельс писал о пролетариате как о «совокупном рабочем». Поэтому сегодня пролетарии – это не только те люди, которые стоят у станка, но и так называемые «пролетарии умственного труда», которые живут на зарплату, зарабатывают собственным трудом, не эксплуатируя других.

И сегодня они являются базой для нашей партии и той общественной силой, которая может изменять общественный строй. Конечно, иногда они работают и на либеральную буржуазию, реализуют их интересы, – такое тоже бывает в истории. 

- Кто из левых политиков ХХ века является для Вас лично образцом для подражания?

- Все политики – люди, все они имеют достоинства и изъяны. Думаю, надо отдать должное Ульянову-Ленину, интеллект которого значительно превышал не только интеллект его соотечественников, но и интеллект многих сегодняшних действующих политиков. Достаточно вспомнить, сколько написал Владимир Ильич – не все за жизнь могут вообще столько прочитать. Но надо понимать, что он был политиком в очень жесткий период, жесткого военного противостояния, и многие его решения, которые сегодня критикуют, они в то время были объективны.

В значительной мере надо отдать должное и Иосифу Сталину, который смог мобилизовать страну, смог выстроить мобилизационным путем одну из мощнейших держав. Но при этом нельзя оправдать те репрессии, которые были осуществлены Сталиным в Советском Союзе.

Нужно вспомнить и Че Геваре. Он в меньшей степени идеолог, даже в значительной степени его поступки не были продиктованы глубоким знанием марксизма. Но это выдающийся революционер ХХ столетия, которого сегодня боготворят в Латинской Америке. 

- Как Вы считаете, в условиях честных выборов в парламент, президентских выборов, каковы шансы коммунистов придти к власти в Беларуси?

- Очень высокие. Только надо понимать, что эта власть не будет абсолютной. Я думаю, что левые получат относительное большинство, но не получат большинства абсолютного. И поэтому, к сожалению (а может, и к счастью), им придется договариваться с центристами, с какими-то другими силами, которые нельзя отнести к левым, для того, чтобы осуществлять свою политику реформирования Беларуси, особенно что касается социально-экономических вопросов. 

- В Беларуси уже много лет практически свернута приватизация, подавляющее большинство средств производства находится в руках государства. Вы одобряете или нет такую политику руководства страны?

- Здесь у очень многих людей, которые считают себя коммунистами, есть заблуждение. Считается, согласно вольному трактованию Маркса, что огосударствление – это шаг к социализму. На мой взгляд, это не совсем так, и Беларусь здесь является одним из примеров. Лично я считаю, что разницы между частной собственностью и государственной собственностью никакой нет. Потому что и одна, и вторая абсолютно отчуждена от трудящихся. Есть такое понятие еще у Маркса – государственный капитализм. Когда капиталистом, эксплуатирующим рабочих, является государство.

Социализм – это нечто другое. По Марксу, главная идея социализма с точки зрения трудовых отношений – чтобы те, кто производит социальные блага, сами были совладельцами этой собственности. То есть это должна быть коллективная форма собственности, которая, кстати, в 1996 году исчезла из Конституции Беларуси. То есть даже кооперативы у нас, фактически, сегодня находятся вне закона.

Доктрина говорит, что человек никогда не будет работать «на дядю» хорошо, независимо от того, кто этот «дядя» – государственное чиновничество или частник. Он может хорошо работать только на себя, если он сопричастен к своему предприятию. Это идеалистическая доктрина, но она реализована – и в капиталистическом мире есть коллективные предприятия. Кроме того, нужно разделять рыночную экономику и капитализм – как это делают сейчас, скажем, социал-демократы в Швеции. Рынок рассматривается как система отношений, которая дает возможность эффективно заниматься производством. А вот капитализм, в их понимании, – это присвоение частником результатов данного высокоэффективного производства.

Так что то, что сегодня в Беларуси не идет приватизация – это ничего общего с социализмом не имеет. И еще Маркс сказал, что капитализм создал очень развитые производительные силы, которые ни одна другая система создать не сумела. И эти возможности, созданные капитализмом, нужно использовать для социального прогресса и перехода к социалистическому обществу.

Возвращаясь к Беларуси: я не думаю, что государству нужно нести на плечах убыточные и малорентабельные предприятия, оплачивая это за счет высокоприбыльных. Почему бы это бремя не отдать частнику, если он способен будет способен это эффективно использовать, сделать предприятие рентабельным, загрузить людей работой и дать им зарплату? Если это экономически целесообразно – то стоит проводить разгосударствление предприятий. 

- Митрополит Минский и Слуцкий Павел, патриарший экзарх всея Беларуси, не намерен враждовать с последователями коммунистической идеологии и теми, кто считает святыми памятники большевикам. 16 февраля он заявил: «Я думаю, что придет время, когда люди поймут, что все эти призывы советской или коммунистической власти нереализуемы. И люди поймут, что идти по этому пути бессмысленно. Они повернутся и пойдут по другому пути, где они будут получать все необходимое и для жизни земной, и для своей души». Как Вы к этому относитесь?

- Я к этому отношусь очень хорошо. Нельзя насильно сделать людей счастливыми, как пыталась сделать КПСС. Исли идеология прогрессивна и способна сделать людей счастливыми, то она победит на выборах, если неспособна – пусть победит другая. Именно поэтому мы не совсем коммунисты в том смысле, что мы поддерживаем многопартийность, которая не позволит повторить прежние ошибки СССР.

Если мы исторически неправы, то мы проиграем, если правы – то победим. И нельзя вводить декретом ту экономическую модель, которая нам нравится. Так что я согласен с митрополитом: люди сами разберутся. И если какая-то идеология окажется утопичной, невостребованной, она сама умрет. А запрещать ее нельзя.

При этом я сам атеист, и могу сказать: все то, что проповедует церковь, – оно утопично и никогда не сбывалось. Но у нас в партии много верующих людей, и я уважаю их взгляды. И я не говорю, что церковь надо закрывать. Люди сами разберутся. Сегодня влияние церкви снижается во всем мире.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По мнению Сергея Калякина, лидера белорусской партии левых «Справедливый мир», сегодня коммунистические и социалистические идеи в мире переживают настоящий...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика